Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 402 
Next page End  

повседневной жизнью. В особенности он был заинтересован в разработке такой системы, которая
давала бы объяснение причин неврозов, а также служила основой для психотерапевтического лечения
подобных нарушений. В этой части главы мы обсудим возможности использования концепций Адлера
для понимания природы неврозов, а также для смягчения их клинических проявлений с помощью
предложенной Адлером терапии.
Природа невроза
С позиции Адлера, невроз следует рассматривать как диагностически неоднозначный термин,
охватывающий многочисленные поведенческие нарушения, по поводу которых прибегают к помощи
психиатра и по сей день. Эти расстройства характеризуются разнообразной симптоматикой (например,
тревога, мысли о смерти, страхи, обсессивно-компульсивное поведение). Адлер изучал в ходе
клинического наблюдения,
каким образом больные неврозами используют свой прошлый и настоящий
опыт, чтобы избежать ответственности и сохранить самооценку. В отличие от представлений Фрейда,
согласно которым симптомы выступают как средство контроля над инстинктивными импульсами и как
способ удовлетворения этих импульсов, Адлер рассматривал появление симптомов как механизм
самозащиты — защитную стратегию «Я». Симптом служит средством «извинения», «алиби» или
«оправдывающих обстоятельств», средством защиты престижа личности.
Что такое невроз? Адлер посвятил целые тома невротическому поведению, и возможно,
следующее данное им определение лучше всего подходит для нашей задачи: «Невроз — это
естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически
стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что мы
наблюдаем постоянно при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни» (Adler, 1956, р. 241).
Если рассматривать составные части этого определения в отдельности, то легче оценить многие
открытия Адлера в отношении невротической личности. «Сравнительно неактивный» относится к
параметру «уровень активности», входящему в тот раздел типологии Адлера, где он рассуждает об
установках, сопутствующих стилю жизни. В понимании Адлера, для больных неврозами характерно
снижение уровня активности, необходимой для правильного решения своих жизненных проблем. Точно
также Адлер считал, что если бы эти люди обладали более высокой активностью, они бы могли стать
преступниками!
Второй ключевой момент в определении Адлера — «эгоцентрически стремящийся к
превосходству» — обозначает, что страдающие неврозами обычно борются за свои эгоистические
жизненные цели. Другими словами, невротические личности с чрезмерным напряжением продвигаются
к утрированным целям самовозвеличивания за счет искренней заботы окружающих. В этом заключается
основное значение «задержки в развитии социального интереса» в приведенном определении. Адлер
был уверен в том, что у невротических личностей стремление к превосходству выражено сильнее, чем у
здоровых людей, и это вынуждает их более непреклонно бороться за его достижение (Adler, 1956). Обе
тенденции Адлер рассматривал как компенсацию глубоко укоренившегося чувства неполноценности у
невротиков.
Последняя часть определения — «при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни» —
отражает уверенность Адлера в том, что больные неврозами по сути своей хотят, чтобы их баловали
другие.
Имея низкий социальный интерес и недостаточную социальную активность для решения
жизненных задач, невротики хотят зависеть только от других в решении своих повседневных проблем.
Чтобы лучше понять происхождение неврозов в понимании Адлера, рассмотрим коротко
следующий клинический случай.
«Гвен, 18-летняя студентка, закончившая первый курс математического факультета, пришла в
консультативный центр своего колледжа с жалобами на тревожность, физические признаки стресса
(чувство мышечного напряжения в плечах и в области шеи перед экзаменами), на повторяющиеся
состояния подавленности, а также сильную неудовлетворенность своей академической успеваемостью.
Она не могла назвать причин тревоги и чувствовала, что ее физическое напряжение выше нормального.
Когда ее оценки снизились со средних до ниже средних, Гвен почувствовала сильную
неудовлетворенность и едва не обезумела от отчаяния; она чувствовала, что может совсем скатиться
вниз, особенно по математике. По мере того, как продолжалось консультирование,
выяснилось, что
Гвен всегда испытывала большие трудности в отношениях с друзьями и сверстниками. Она выглядела
высокомерной, держалась от других в стороне. Гвен считала, что окружающие ее люди поверхностны и
ниже ее в интеллектуальном отношении. Трудности во взаимоотношениях особенно угнетали ее во
Hosted by uCoz