Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 402 
Next page End  

предполагающим существование схемы мотивов, общей для всех людей, Олпорт считал, что изучение
мотивации должно концентрироваться на том, как мотивы уникальным образом функционируют в
жизни каждого человека. Кроме того, он считал, что мотивы человека должны быть определены скорее
конкретно, чем абстрактно. Различие между конкретным и абстрактным описанием мотива
иллюстрируется следующим примером.
Конкретно: Сьюзен собирается стать зубным врачом.
Абстрактно: Сьюзен сублимирует агрессивное влечение.
С точки зрения Олпорта, необходимый фундамент для теории мотивации обеспечивает
концепция функциональной автономии, которая удовлетворяет четырем вышеописанным критериям. Во
многих отношениях она составляет ядро его теории черт личности.
Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются
прошлыми мотивами. Прошлое есть прошлое — ничто с ним не связывает. Иными словами, причины,
по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины изначально
побудили его к такому поведению. По Олпорту, личность свободна от прошлого — связи с прошлым
исторические, а не функциональные. Понятно, что такой взгляд на мотивацию вызвал несогласие
психоаналитиков и бихевиористов, уделяющих особое внимание периоду раннего детства и процессу
обусловливания, как решающим факторам в функционировании зрелой личности.
Олпорт привел много примеров в поддержку своей идеи о том, что многое в поведении
взрослого обусловлено функционально автономными мотивами. В качестве одного из примеров он
использовал случай с неким молодым студентом, «который сначала выбирает специальность для
изучения в колледже, потому что это необходимо и радует его родителей или потому, что для этого был
какой-то благоприятный момент. Позже тематика его увлекает, и, возможно, увлеченность остается на
всю жизнь. Первоначальные мотивы могут быть полностью утраченными. То, что было средством
достижения какой-либо цели, становится целью само по себе» (Allport, 1961, р. 235).
Другие примеры поведения под контролем функционально автономных мотивов включают: а)
квалифицированного мастера, повышающего качество продукции даже несмотря на то, что его доходы
больше не зависят от столь чрезмерных усилий; б) скрягу, продолжающего копить деньги и жить в
бедности, хотя у него уже есть некий капитал; в) деловую женщину, продолжающую напряженно
работать даже после назначения ей солидного оклада. В каждом случае поведение, мотивированное
когда-то потребностью в деньгах, сохраняется и при отсутствии этой мотивации. Иными словами,
первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется. В этом состоит суть
концепции функциональной автономии по Олпорту.
Два вида функциональной автономии
Олпорт различал два уровня или типа функциональной автономии (Allport, 1961). Первый,
устойчивая функциональная автономия, связан с механизмами обратной связи в нервной системе. Эти
нейрофизиологические механизмы не меняются с течением времени и помогают поддерживать
организм в функционирующем состоянии. Явная склонность людей к удовлетворению своих
потребностей известным и привычным образом (например, есть и ложиться спать каждый день в одно и
то же время) представляет пример этого типа функциональной автономии.
В противоположность повторяющимся действиям, характеризующим устойчивую автономию,
собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его
ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает
постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более
высокого уровня зрелости и личностного роста. Собственная автономия предполагает также, что люди
не нуждаются в постоянном вознаграждении за то, что они не оставляют своих усилий.
«Как несерьезно думать об отношении Пастера к награде или к здоровью, пище, сну или семье
как о первоисточнике его преданности своему делу. Длительное время он забывал обо всем этом,
растворясь в белой горячке исследовательской работы. И та же страсть прослеживается в историях
гениев, которые при жизни так мало или вовсе ничего не получали в награду за свой труд»
(Allport,
1961, р. 236).
Собственная функциональная автономия является, таким образом, шагом вперед по сравнению с
простым «поддержанием существования человека». Она представляет собой стремление к целям и
ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою
жизнь.
Hosted by uCoz