Navigation bar
  Print document Start Previous page
 289 of 402 
Next page End  

Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они
изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт — это сам термин конструкт:
«Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и
затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является
удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько
недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его» (Kelly, 1955, р. 8-9).
Именно эти «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты.
Иначе говоря, личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы
осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой
устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах
схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный—спокойный,
«умный—глупый», «мужской—женский», «религиозный—нерелигиозный», «хороший—плохой» и
«дружеский—враждебный». Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые
человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.
В качестве примера конструктов в действии давайте рассмотрим, как разные люди могут
объяснять одно и то же событие. Недавний выпускник колледжа вместо того, чтобы поступить в
аспирантуру, как он намечал ранее, складывает вещи и отправляется со своей подружкой жить в
отдаленной общине. Отец молодого человека мог бы объяснить такой поступок как «огорчительный»
или «разочаровывающий», а его мать заявила бы, что сын «живет в грехе» . Консультант его колледжа,
хорошо знакомый с теорией Эриксона, может подумать, что он сделал это «в поисках своей
идентичности», а профессор социологии может полагать, что он просто «отрицает нормы общества,
ориентированного на молодых профессионалов». Сам юноша может рассматривать этот поступок как
«естественный», как «то, что нужно было сделать в этот момент». Какое из объяснений верное? В
теории Келли ответа нет. По его мнению, все дело в том, что каждый из нас воспринимает
действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания
непротиворечивой картины мира.
В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только
человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и
предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по
событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события,
человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании
которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен
(вспомните наш пример с профессором, которого сначала оценили как «беспристрастного»).
Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности,
степень
которой может меняться.
Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то
есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или
белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события
похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Например, человек
может заметить, что какие-то люди тучные, а какие-то тощие; кто-то черный, а кто-то белый; кто-то
богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опасно дотрагиваться, а до каких-то нет. Именно этот
когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных
конструктов. Таким образом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы для
формирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий
элемент должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Джин и
Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И
схожесть, и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста.
Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента
считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом,
или полюсом сходства
конструкта; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или
полюсом контраста конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и
имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта — объяснить, каким образом люди
интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.
К сожалению, Келли отказался от исследования процессов, путем которых человек
интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он просто не принимал во
Hosted by uCoz