Navigation bar
  Print document Start Previous page
 320 of 402 
Next page End  

индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а
не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь
организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении
гештальт-психологии: «Целое — больше чем и отлично от суммы его частей», с очевидностью
проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.
В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его
организма.
«В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть
только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее,
удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет
голод Джона Смита, а не голод его желудка... когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (Maslow,
1987, р. 3).
Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.
Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии
признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек — нечто
большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко
отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование
поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека. В
отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей к животному миру, Маслоу
рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он полагал, что бихевиоризм и
соответствующая ему философия «дегуманизировали» человека, трактуя его без малого как машину,
составленную из цепочек условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение животных
неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые
присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина), а
также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку
и другие творения разума.
Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди
находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не
контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя.
Справедлива или нет эта точка зрения, но Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом
размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа
человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту
точку зрения, если во время вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по Маслоу,
разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных
потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке
заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого
оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.
Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке
является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым
указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал
или наблюдал (Maslow, 1950). Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу
(Maslow, 1987) рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от
рождения. Это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят. Однако он также
признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом
способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую,
наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял
это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к
творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы
быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна.
Сравнительно немногие люди делают это. Творчество — универсальная функция человека, которая
ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск-жокеи,
программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!
Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических
подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию
здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал
поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что
Hosted by uCoz