Navigation bar
  Print document Start Previous page
 340 of 402 
Next page End  

Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее
влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Маслоу назвал такое неискаженное
восприятие «бытийным, или Б-познанием». С высоко объективным восприятием связано и то, что
самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем
большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или
ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.
2. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими,
какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены
чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги — эмоциональными состояниями, которые вообще столь
присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне.
Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая
радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без
ненужных запретов. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, беременность,
менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются.
Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой
потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не
боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.
3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся
людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания
произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их
внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта
нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не
огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут
приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой
причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных
образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или
отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой
остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что
это необходимо.
4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без
исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они
считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие
выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной
миссией. В этом
смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа
субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Маслоу сравнивает
поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: «работа и человек,
кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг
другу как ключ и замок» (Maslow, 1971, p. 301-302).
Самоактуализирующихся людей также очень интересуют вопросы философии и этики. Они
живут и работают в сфере широчайшей компетенции, стремясь посвятить себя надличностной «миссии»
или задаче. Такой стиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное,
незначительное, и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.
5. Независимость: потребность в уединении. Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди
очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся
устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой
дружбы.
К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В
сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными,
высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих
людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализирующихся людей эти дефицитарные
потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого
слова. В результате появляется потребность общения другого уровня — общения с собой. Как сказал
один из испытуемых Маслоу: «Когда я один — я с моим лучшим другом». Такое замечание можно
интерпретировать как законченный нарциссизм, но Маслоу просто считает, что
самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя
одинокими.
Hosted by uCoz