Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 402 
Next page End  

размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации
индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты.
Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»), или
энергия либидо термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом.
Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку
исключительно в сексуальном поведении.
Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них
связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной.
В каком-то смысле все тело
представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот,
анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными
источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и
вызывают приятные ощущения. Так, кусание или сосание вызывает оральное удовольствие,
опорожнение кишечника ведет к анальному удовлетворению, а мастурбация дает генитальное
удовлетворение.
Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос,
— лежит в основе всех проявлений
жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов
жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их
биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и
инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону
термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению
динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является
смерть» (Freud, 1920b, p. 38). Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще
компульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. То есть
Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Острота данного утверждения, однако,
несколько смягчается тем фактом, что современные психоаналитики не уделяют такого внимания
инстинкту смерти. Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории
Фрейда.
Что собой представляют инстинкты в действительности
Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник
инстинкта — состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов
жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов
смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения,
вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние
блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция
к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу
удовольствия).
Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле
индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к
инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может
меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны
откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.
Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в
терминах: 1) привязки, или направления энергии на объект (катексис);
2) препятствия, мешающего
удовлетворению инстинкта (антикатексис).
Примером катексиса может служить эмоциональная
привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или
идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих
немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между
выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный
бастион психоаналитического построения системы мотивации.
Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется
для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения
количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.
Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является
понятие смещенной активности.
Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление
Hosted by uCoz