Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 825 
Next page End  

собеседником. Психотерапевт избирательно, помня о том, что пациент в состоянии воспринять,
сообщает о своих собственных ощущениях, мыслях и ассоциациях, которые дополняют и положительно
комментируют переживания больного, привносят новые для него оттенки значений, а иногда и новые
истолкования. Тем самым, действуя наперекор регрессивному стремлению пациента к зависимому
слиянию с психотерапевтом, он подчеркивает свою «альтеритарность» («Мы — две отдельные
личности с различными модусами восприятия, оценками, ощущениями и т. д.»).
Пациента поощряют к регистрации намеренного характера своих переживаний, т. е. того, что его
«Я» активно ориентировано на объекты. При этом он может чувствовать, что направляет на объекты
аффективно окрашенные установки, действия, ориентирует на них желания и требования и ищет
способы регулирования и активного воздействия на актуальные отношения.
Психотерапевт фиксирует внимание больного на произвольном характере его коммуникативного
поведения и побуждает его к принятию ответственности за это.
Конкретизация этого замысла психотерапевта может осуществляться на двух уровнях: на
реальном уровне взаимодействия психотерапевта и больного и на уровне внутреннего диалога с
биографически значимыми лицами. Здесь следует еще раз подчеркнуть особенность установки
психотерапевта, проявляющуюся в том, что он видит себя не в традиционном качестве проекционного
экрана для реакций переноса больного, а как реальное лицо, которое сначала поддерживает и
сопровождает больного в его намерениях, предлагая использовать себя в качестве заместительного «Я» в
решении каких-то жизненных вопросов, а также допустить и опробовать в безопасном реальном
обращении с собой ряд аффектов и импульсов, которые больной считает опасными для использования в
общении с другими лицами. Одновременно он работает над обучением пациента вербализации
коммуникативных переживаний. Этому аспекту опробования и научения в ходе общения придается
особое значение в групповой И.п.
Больного побуждают к тому, чтобы он установил, имеется ли связь воспринятого в актуальном
терапевтическом общении (например, установка боязливого избегания) с какими-то ситуациями
прошлой жизни и как далеко они простираются в прошлое. Пациенту часто удается описать типичные
примеры из своего биографического опыта и сделать зримым центральный конфликт отношений с
лицами своего ближайшего окружения. Наблюдаемый извне и подвергаемый рефлексии
биографический аспект подлежит более интенсивной проработке, когда больного побуждают к тому,
чтобы он воспроизвел в виде внутреннего монолога прошлые события как сцены из романа или фильма.
Нередко таким образом удается коррекция прежних установок больного с позиции его сегодняшнего «Я».
Одним из условий достижения целей лечения является постоянная модификация установок и
приемов психотерапевта в направлении от вспомогательного «Я» больного к сотрудничеству между
двумя автономными и равными личностями.
ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПСИХОТЕРАПИИ. Психотерапия как метод
психических (психологических) средств лечебного воздействия является точкой пересечения ряда
областей знания: медицины, психологии, социологии, педагогики и др. Интердисциплинарность как
понятие получила особое распространение в связи с научно-техническим прогрессом, когда стали
возникать быстро развивающиеся пограничные дисциплины и одновременно происходила
дифференциация областей науки, опирающихся на различные традиционные дисциплины (их способы
подхода к проблеме и методы), например социальной антропологии, молекулярной биологии и др.
Специфика метода психотерапии заключается в том, что ее объектом и одновременно инструментом
служит одно из наиболее сложных явлений материального мира — человеческая психика. В связи со
сложностью объекта психотерапии возникает необходимость принятия и применения достижений,
методов и способов работы из других областей науки.
Несмотря на очевидный И. х. п., она, конечно, остается лечебной медицинской специальностью,
а учет и разработка ее клинических основ имеют сегодня по-прежнему первостепенное значение
(Карвасарский Б. Д., 1985). И как лечебный метод психотерапия более или менее тесно связана со всеми
другими клиническими дисциплинами. Современное понимание болезни как биопсихосоциального
явления ведет к признанию наличия психотерапевтических задач практически во всех клинических
дисциплинах.
И. х. п. определяется клиническими предпосылками широкого и эффективного применения
Hosted by uCoz