Navigation bar
  Print document Start Previous page
 423 of 825 
Next page End  

приемам. В работе участвовали психиатры, психоаналитики, клинические психологи, социологи,
студенты всех этих специальностей. На основе тщательного анализа длительных наблюдений были
подготовлены публикации Броуди (Brody M., 1959), Инглиша (English О. S., 1960) и др. Розен также
завершил свой собственный отчет о последних усовершенствованиях прямого анализа, включающий
описание процедур, применяющихся в лечении, и детальное изложение теоретических взглядов, на
которых базировался метод.
Психозы, с точки зрения П. а. Р., являются психогенными нарушениями, отличающимися от
неврозов и нормы лишь степенью. Розен употреблял понятие «психоз», включая в него различные
психопатологические синдромы как особые виды психогенных реакций, по выраженности — от «самого
легкого» до «наиболее тяжелого». Всего автор выделяет восемь степеней тяжести, соответствующих
восьми фазам психоза. При этом больной психозом находится в движении от одной фазы к другой в
любом направлении — вверх и вниз. Одни пациенты передвигаются от фазы к фазе весьма быстро,
другие, в наиболее неблагоприятных случаях, могут оставаться на одной фазе месяцы или даже годы.
Вслед за Фрейдом рассматривая психоз как регресс к прегенитальной стадии психосексуального
развития, Розен видит в фазах психоза уровни регресса — от «позднего анального» (легкий психоз) до
«позднего орального» (тяжелый психоз). В то же время поведение психотика не всегда типично для той
фазы, на которой он находится. Каждый больной в любой из фаз может проявлять оральную, анальную
или даже генитальную характеристику. Психодинамически психоз понимается Розеном в терминах
регресса от конфликта между Эго и Супер-Эго к оральной или анальной жизни. Супер-Эго автор
описывает как психическое воплощение «раннего материнского окружения», возникающего сразу после
рождения и достигающего наиболее важных характеристик в течение первого года или первых двух лет
жизни (в отличие от Фрейда, понимавшего Супер-Эго как «наследника эдипова комплекса»,
формирующегося в первые 5-6 лет жизни и являющегося воплощением родительских и других
«моральных» воздействий). По мнению Розена, «нормальный» ребенок в процессе имитации,
идентификации с «матерью» постепенно приобретает разумное, умеренное Супер-Эго. «Девиантный»
ребенок, который в дальнейшем станет невротиком или даже психотиком, начинает жизнь с
приобретения неразумного, неспокойного, неудобного Супер-Эго. «Мать», которую он имитирует и с
которой пытается идентифицироваться, необходима, но ужасна. В одной из своих ранних статей Розен
утверждал, что больной психозом — это тот, «кто воспитывается женщиной, страдающей извращением
материнского инстинкта». Позднее он говорит о «раннем материнском окружении», точнее, об
«актуальной матери» как об источнике психоза. Когда Эго уступает в изнурительной борьбе с этим
«жестким, суровым» Супер-Эго, оно пытается найти облегчение в возвращении к более ранним стадиям
развития, в регрессе. Таким образом, смысл психоза как регресса, с точки зрения Розена, заключается в
том, чтобы «разыскать мать, которую он знал», а каждая из фаз психоза рассматривается как
переживание некоторых аспектов взаимоотношений «ребенок—мать». Это движение психотика вниз, к
прегенитальным фазам развития, автор характеризует как путь «из огня да в полымя». Первоначальные
взаимоотношения с ранним материнским окружением, к которым он возвращается, еще более
мучительные, чем их копия, — конфликт Эго и Супер-Эго, превращают его жизнь в вечный ночной
кошмар. Однако он не может по своей воле положить конец регрессу, а может лишь пробовать
различные способы поведения, которые Розен и пытался разглядеть в восьми фазах психоза. Таким
образом, Розен приходит к пониманию манифестного содержания психоза в терминах этих
существенных отношений «Эго—Супер-Эго» или «ребенок—мать». Большая часть психопатологии П. а.
Р. посвящена пониманию специфических примеров психотического поведения, таких как «быстрый
разговор», «дурашливое настроение», «покорная реакция», в терминах своей общей теоретической
ориентации. В каждом из рассмотренных примеров (всего около 60 видов поведения) манифестное
содержание относится к скрытому, латентному содержанию, представленному одной из фаз психоза.
Для характеристики скрытого содержания Розен сконструировал серию лейтмотивов (что психотик
неосознанно чувствует и думает) для каждой из восьми фаз. Лейтмотив, основная тема скрытого
содержания, включает две части. Первая представляет собой описание внешнего вида и поведения
пациента, а также, в качестве примера, его характерных сновидений. Во второй части содержится
объяснение отношения неосознанной части Эго к Супер-Эго. Розен использовал эту серию лейтмотивов
в лечении и обучении как ключ к определению фазы психоза, на которой находится пациент.
Hosted by uCoz