Navigation bar
  Print document Start Previous page
 462 of 825 
Next page End  

психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Длительные
дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили
преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и
успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического
образования более подготовлены к такого рода деятельности, в частности в области групповой
психотерапии.
Однако психотерапия является лечебной практикой, которой по закону может
заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование. Поэтому распространение
термина П. к. в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается
психотерапией, а психолог — П. к. Тем не менее вопрос о соотношении понятия «психотерапия» и П. к.
остается открытым и сегодня, и здесь можно указать две основные точки зрения. Одна из них
заключается в признании полной идентичности понятий П. к. и «психотерапия», однако при этом не
учитывается, что П. к. как направленное психологическое воздействие реализуется не только в
медицине (где можно указать три основные области ее применения: психопрофилактика,
собственно
лечение — психотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например в
педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в
меньшей степени целенаправленно используемую П. к.
Другая точка зрения основана на том, что П. к. преимущественно призвана решать задачи
психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной
профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения П. к. представляется в
определенной степени искусственным. Во-первых, в области неврозов полностью развести понятия
«психическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз —
это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно
болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику.
Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире
реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического,
психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или
корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том
или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени
совпадает с содержанием психотерапии — одного из компонентов лечебного процесса. Определить
общую схему соотношения П. к. и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно.
Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает
направленность методов П. к. на решение собственно лечебных — психотерапевтических — задач и
позволяет рассматривать методы П. к. как методы психотерапии. Задачи П. к. могут существенно
варьироваться от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и
первичную профилактику возможных в качестве его последствий вторичных невротических
расстройств при соматической патологии до практически полной их идентичности задачам
психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных личностно-ориентированных систем
психотерапии).
Сопоставление понятий П. к. и «психологическое вмешательство» обнаруживает очевидное
сходство. П. к., так же как и психологическое вмешательство, понимается как целенаправленное
психологическое воздействие, реализуется в различных областях человеческой практики и
осуществляется психологическими средствами. П. к. в медицине может быть направлена на решение
задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологическое вмешательство в
медицине (клинико-психологическое вмешательство) также выполняет функции профилактики, лечения
и реабилитации. И П. к. и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют
психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают. Возможно,
наиболее точным и адекватным был бы термин «психологическое вмешательство» с целью П. к., однако
это слишком громоздко. Можно лишь указать, что в отечественной литературе более распространенным
является понятие П. к., а в зарубежной — «психологическое вмешательство». Все же более
предпочтительным представляется термин «психологическое вмешательство». Следует также
подчеркнуть, что как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь
методами П. к., что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и
Hosted by uCoz