Navigation bar
  Print document Start Previous page
 495 of 825 
Next page End  

человеческим действием, оно предполагает участие благодати. И этот фактор уже принципиально
неподконтролен, нерегламентируем и не может быть обеспечен никакой программой действий. Усилия
молящегося направлены на стяжание благодати, он готовит себя для ее принятия — получить ответ
свыше. Само внутрь-пребывание достигается сведением ума в сердце и собиранием напряжением туда
всех сил души и тела. Собирание ума в сердце есть внимание, собирание воли — бодренность,
собирание чувства — трезвение; за вниманием — обращение очей внутрь, за бодренностью —
напряжение мускулов. Состояние внутрь-пребывания — условия господства человека над собой,
истинной свободы и разумности, соединение своей воли с волей Божией.
Молитва и ее качества — развернутый фактор, сопутствующий терапевтике и регулирующий ее.
Научный интерес лежит к методике умного делания, но Божья помощь не в разработанной технологии
призывания имени Иисусова с регламентированной концентрацией внимания и соответствующей
позой, а в сокрушении сердца, во внутреннем покаянном состоянии, в следовании учению, в наличии
веры, в состоявшемся диалоге с Богом. Вступающему на поприще борьбы за молитву советуется
начинать с устной молитвы, доколе не усвоится она телом: языком, сердцем, мозгом. На время практика
молитвы может быть связана с психосоматической техникой, т. е. носить характер ритмического или
неритмического произношения молитвы умом посредством вдыхания при первой части молитвы и
выдыхания при второй. Такое делание может быть полезным, если не теряется из виду, что призывание
имя Иисусова связано с Ним. Если молитва превращается в техническое упражнение, то она обращается
в грех.
Психотерапевт не призван диагностировать уровень молитвы по ее ступеням: устная, умная,
умно-сердечная, самодвижная, благодатная. Он как врач может учитывать религиозные чувства
пациента и принимать как действенное средство коммуникацию пациента с Богом, поддерживая его в
этом и соучаствуя по мере своего духовного состояния и мировоззрения.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ. В последние годы в
нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление — «психология здоровья». Эта
отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об
индивидуальном здоровье человека и состоит из двух основных частей: валеософии (валео — здоровье,
софия — мудрость) — теории здоровья, и валеометрии — науки об измерении здоровья (Петленко В. П.,
1996). Психология здоровья выступает в качестве опоры, фундамента валеологии, придерживаясь
основного своего принципа: «человек, познай и сотвори себя».
Данное научное направление пока только становится на ноги, поэтому специалистам еще
предстоит установить дефиниции, предмет, цели, задачи, классифицировать методы и т. д. Но уже ясно
одно, что психология здоровья — понятие значительно масштабнее, чем, скажем, психогигиена или
психопрофилактика,
чья задача предупреждать возникновение психических расстройств. Психология
здоровья опирается на теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний, как
нервно-психических, так и соматических, однако этим не ограничивается, так как включает в себя
мероприятия по фасилитации, созданию личностных условий индивидуального развития, компенсации
и адаптации (в необходимых случаях) к требованиям жизненной среды; обеспечивает психологическую
адаптацию личности в обществе, для чего развивает личностные качества, которые нужны индивидууму
для установления гармоничных социальных связей; способствует самореализации человека,
повышению его качества жизни и в том числе оказывает психологическую помощь при завершении
жизненного пути и уходе из жизни. Общим для психогигиены и психологии здоровья являются:
междисциплинарный характер, т. е. то, что участвовать в подобных мероприятиях призваны как
психологи, врачи, так и педагоги, социальные работники, социологи и др.; неспецифичность целей;
динамичность методов, их связь с задачами современности, в отличие от стабильности методов
профилактики инфекционных заболеваний (Мягер В. К., 1985). И все же психология здоровья имеет
более широкое поле теоретических и практических задач и включает в себя не только предупреждение
развития психической и соматической патологий.
Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах
его сохранения, укрепления и развития. Таким образом, в отличие от медицинской парадигмы:
движение от патологии к здоровью, валеологическая формирует обратный курс: от здоровья к здоровью,
скорее, от «нормы здоровья» к «норме болезни». («Нормальные болезни» — это естественные
Hosted by uCoz