Navigation bar
  Print document Start Previous page
 597 of 825 
Next page End  

Хельмом (Helm J.).
Согласно представлениям Тауша, пациент обладает способностью понять и самостоятельно
изменить те стороны своей личности и своего поведения, которые препятствуют самоактуализации.
Реализация этих способностей пациента становится возможной в том случае, если психотерапевт не
навязывает пациенту своего видения, понимания, интерпретаций и гипотез, а старается понять его на
основе вербализации его эмоциональных состояний и переживаний. С помощью психотерапевта
пациент сам может справиться с существующими проблемами, конфликтами и трудными ситуациями, и
те способы перестройки, изменений, которые он находит самостоятельно, с точки зрения Тауша,
являются более адекватными и конструктивными, приносят больше удовлетворения, повышают
уверенность в себе, степень самоуважения и самооценку, что в конечном счете и способствует
становлению зрелой, самоактуализирующейся личности.
Основными понятиями в системе Р. п. являются: самоэксплорация (степень ее определяет, в
какой мере пациент включает в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные
переживания, раздумывает над ними или делает из них выводы для себя); вербализация (описание
эмоциональных переживаний пациента психотерапевтом, вскрытие экстернального и интернального
содержания его высказываний); положительная оценка и эмоциональная теплота (признание пациента
как личности, забота о нем как о самостоятельном человеке, готовность принять участие в его
переживаниях); самоконгруэнтность (совпадение словесной аргументации с внутренним состоянием
психотерапевта); самовыражение (высказывания психотерапевта, в которых он передает свои
собственные, относящиеся к актуальной ситуации психотерапии переживания).
Хельм в качестве основных терапевтических переменных Р. п. выделяет: принятие, или
безусловную положительную оценку, эмпатию,
или вербализацию содержания эмоциональных
состояний и переживаний, собственную конгруэнтность или истинность поведения психотерапевта.
Реализация этих основных терапевтических переменных означает для Хельма; 1) настоящее
эмоциональное увлечение и вовлеченность психотерапевта в психотерапевтическую ситуацию, его
понятность как человека для пациента; 2) создание безопасной атмосферы как предпосылки к
восприятию, принятию и изменению несовместимых ранее чувств, желаний и потребностей пациента;
3) ориентацию всех действий психотерапевта на внутренний мир пациента, на сообщаемое им
содержание.
Представители Р. п. считают, что основная цель психотерапевта заключается в вербализации,
отражении чувств и переживаний пациента, которые не должны выходить за рамки их содержания, что
различные интерпретации со стороны психотерапевта, построение гипотез недопустимы. В
соответствии с этим подготовка психотерапевтов в Р. п. предусматривает в качестве одного из
важнейших элементов последовательное обучение различным уровням вербализации.
Р. п. реализуется как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Групповая психотерапия в
рамках этой концепции имеет свою специфику. Хельм считает, что фаза конфронтации членов группы с
психотерапевтом (вторая фаза групповой психотерапии) вызывает чрезмерную фрустрацию пациентов,
а потому поведение психотерапевта должно быть направлено не на усиление ее, а на устранение.
Основным содержанием этой фазы должно быть стремление членов группы к внутренней
согласованности, к исследованию Мы-группы, преодолению негативных чувств и развитию близости
между ее участниками.
РАППОРТ (от франц. rapport связь, сообщение). Словесный контакт гипнотизирующего с
гипнотизируемым, находящимся в гипнотическом состоянии.
Р. с гипнотизируемым может быть изолированным (реагирование только на слова гипнотизера)
или обобщенным (генерализованным) (когда любой из присутствующих при гипнозе может установить с
гипнотизируемым речевой контакт). При изолированном Р. у гипнотизируемого имеется тонко
дифференцированная условная реакция не только на слова, но и на тембр голоса, интонацию
гипнотизирующего. Словесным внушением состояние изолированного Р. может быть распространено на
другое лицо (явление передачи Р.).
Р. может быть и несловесным (например, в случае гипнотерапии глухонемых). Об этом
свидетельствуют эксперименты по гипнотической индукции иноязычных студентов (Эриксон (Erickson
М. Н.)). В технике гипнотической индукции Эриксон в качестве важного элемента Р. рассматривает
Hosted by uCoz