Navigation bar
  Print document Start Previous page
 630 of 825 
Next page End  

поведение рассматривается как желаемая и оправданная цель;
2) он должен следить за своим поведением и владеть им в конфликтных ситуациях;
3) он должен соотносить свое поведение на данный момент с определенным критерием, который
выступает как цель изменения поведения;
4) индивид должен оценивать успех или неудачу в достижении этого критерия с помощью
самопоощрения или самокритики.
Процесс С. заканчивается при стабилизации альтернативного поведения, важной в конфликтных
ситуациях, например когда бывший курильщик спокойно реагирует на влечение к табаку или на запах и
вид сигареты. При изменении поведения с помощью самоуправления для ослабления напряженности
важна поддержка извне, усиливающая положительную мотивацию в достижении цели посредством С.
Поскольку С. представляет только одну детерминанту конфликтного поведения, его эффективность
определяется как биологическими изменениями, так и изменениями окружающей обстановки.
Например, утомление, воздействие лекарственных и наркотических средств, а также влияние друзей или
другого социального окружения иногда меняют вероятность контролируемости поведения.
Самоконтролируемое поведение различается длительностью, т. е. периодом времени, когда
приходится действовать под строгим С. Если решение принято, за ним следуют события, которые могут
уже не контролироваться принявшим решение лицом. Так, например, обстоит дело с решением
подвергнуться операции, отправиться в центр противонаркотической и противоалкогольной
реабилитации, взвалить на себя общественные обязанности. Такое решение, пусть даже на время,
выводит индивида из конфликтной ситуации. Контролируемое поведение действует при этом только до
принятия данного решения.
При устойчивом С. индивид непрерывно находится в конфликтной ситуации и ему приходится
выдерживать контролируемое поведение достаточно долгое время, чтобы уменьшить вероятность срыва
контролируемых действий. Так, к примеру, необходимо вести себя человеку при прохождении курса
похудания, подавлении агрессивных эмоций и действий в обстановке враждебности или при
напряженной психотерапевтической программе.
Варианты базовой поведенческой модели С. различаются в основном ролью, которая отводится
познавательным факторам, действующим опосредованно по отношению к факторам внешним.
Некоторые авторы подчеркивают важное значение процессов познавательного плана (логических),
таких как внимание, предвидение различных последствий поведения, решение проблем или разработка
планов и стратегий. Другие же решающим считают последовательность вновь усвоенных оперативных
образов поведения. При сугубо поведенческом подходе обе концепции отвергаются с аргументацией,
что всякое поведение можно свести к контролю переменных окружающей среды. Последние
исследования подчеркивают сложность концепции С. и предлагают изучать влияние на его
эффективность следующих факторов: готовность человека к столкновению с различными
контролируемыми образами поведения; масштабы поддержки социального окружения для обеспечения
самоконтролируемого поведения; мотивация достижения поставленной цели; значение
контролируемого поведения и достижение способности к самоуправлению для повышения самооценки;
взаимоотношения и взаимовлияние факторов окружающей среды и биологических факторов.
Исследования показали, что в процессе контроля за поведением важную роль играют
обязательства индивида, постановка целей, самонаблюдение и самоподкрепление. Помимо
управляемой извне программы модификации поведения решающее значение имеет то обстоятельство,
что пациент должен почувствовать себя способным к С. и ответственным за процесс перемен. В
клинической практике успешно зарекомендовали себя следующие приемы С.: самонаблюдение, договор
с самим собой, самоподкрепление, самопоощрение и самокритика, самостоятельный контроль стимулов,
самостоятельная мобилизация и релаксация, методика скрытой настройки. Методы С. используются для
терапевтических целей при психозах и неврозах взрослых, а также детей и подростков. Некоторые
компоненты С. были успешно интегрированы в программу лечения детей с эмоциональными
нарушениями и взрослых с психическими расстройствами. Кроме того, методы С. нашли клиническое
применение при лечении психосоматических расстройств, депрессий, панических и фобических
состояний, нарушений работоспособности, никотинизма, алкоголизма и булимии. Методы С.
используются также для снижения утомляемости пациентов при лечении, формировании мотивации и
Hosted by uCoz