Navigation bar
  Print document Start Previous page
 631 of 825 
Next page End  

для закрепления терапевтических успехов после окончания лечения.
САМОМОДЕЛИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ВИДЕОЗАПИСИ. Применяется в 2 вариантах:
программы занятий для самомоделирования (аутоэкземплификации) составляются преимущественно
самими пациентами, непосредственно участвующими в отборе видеосюжетов, в сотрудничестве с
психотерапевтом или психотерапевтом самостоятельно. Достоинство первого варианта состоит в том,
что самомоделирование выполняет одновременно 2 функции: пациенты незаметно для себя
вовлекаются в то, что фактически и является целью и содержанием лечебной процедуры. Этот прием
помогает преодолеть психологическую защиту пациентов, снижающую эффективность
самомоделирования. Первый вариант можно назвать активным, второй — пассивным. В числе
недостатков пассивного варианта следует отметить исключительно монопольный характер отбора
психотерапевтом адаптивных образцов поведения пациента. Психотерапевт в таком случае вынужден
руководствоваться лишь собственными представлениями о наиболее целесообразных (адаптивных)
способах поведения своих больных. Этим могут быть обусловлены возможные искажения в структуре
самовосприятия пациента.
Основные различия между самомоделированием и видеообратной связью (см. Видеообратная
связь в психотерапии) сводятся к следующему: 1) при самомоделировании отбираются только
положительные примеры (лучшие образцы собственного поведения) для побуждения пациента к
повторению аналогичных успешных действий и акцептации соответствующих поведенческих
стереотипов; при видеообратной связи нет отмеченных ограничений; 2) при самомоделировании
уровень стресса от первичного знакомства больных с собственным изображением (отражением на
мониторе своего поведения) минимизирован за счет демонстрации каждому пациенту лишь вариантов
его успешной деятельности; при видеообратной связи эмоционально-аффективные реакции больных в
аналогичных ситуациях значительно интенсивнее. Они проявляются в различных вегетативных
реакциях (покраснение или побледнение кожных покровов, усиленное потоотделение, слезливость,
парэстезии), в ощупывающих жестах (потирание ладонью лица, шеи или волосистой части головы), а
также в демонстративном поведении (закрывание глаз, опускание головы, отворачивание головы и
корпуса в сторону или внезапные резкие выходы из кабинета во время сеанса). Совокупность
перечисленных реакций принято называть видеошоком (Кульгавин Л. М., Подсадный С. А.).
В структуре моделирования и самомоделирования основополагающая категория — пример. К
основным характеристикам примера, отличающим его от других средств воздействия, относят: явность,
очевидность, большое количество связей с другими, возможность сравнения, убедительность
воздействия, множественность критериев.
САМОРАСКРЫТИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА ПЕРЕД ПАЦИЕНТОМ (self disclosure). Прием,
описанный в 1958 г. Джурардом (Jourard S. М.), заключается в раскрытии психотерапевтом своей
личности перед пациентом. Степень раскрытия может быть различной: от сообщения о себе отдельных
демографических данных до полного самораскрытия, включая даже не связанные с процессом
психотерапии переживания и проблемы.
Каждый поступок психотерапевта содержит в той или иной мере элемент самораскрытия. Важно
эффективно использовать психотерапевтическое воздействие для реализации различных способов как
преднамеренного, так и непроизвольного раскрытия. Вейнер (Weiner M. F., 1972) приводит
классификацию типов самораскрытия в зависимости от определяющего аспекта: 1) чувства — в данном
контексте они означают эмоциональную реакцию «здесь и теперь» на конкретного пациента или
событие (например: «Вы мне нравитесь»); 2) аттитюды (к определенным явлениям) — повторяющиеся
чувства в аналогичных ситуациях («Мне нравятся блондинки»); 3) мнения — суждение о пациенте или
явлении («Вы можете нравиться»); 4) формулировки — обоснование суждения о пациенте в связи с его
биографией («Вы нравитесь потому, что...»); 5) ассоциации — мысли, возникшие в связи с обсуждаемым
моментом («Ваш поступок (или внешность) вызвал у меня воспоминание о...»); 6) фантазии — более
сложные формы ассоциаций («Мысленно я представляю вас и его (ее) и то, как вы встречаетесь после
этой беседы и обсуждаете...»); 7) пережитый опыт — реально обоснованная ассоциация, связанная с
затронутой темой («Это напоминает мне то, что я пережил...»); 8) тело — мимика, жесты, телодвижения
как невербальные типы самораскрытия, сопутствующие словам или заменяющие их; 9) история («Я
родом из Нью-Джерси»); 10) отношение к окружающим («Я реагирую так же, когда моя жена... »); 11)
Hosted by uCoz