Navigation bar
  Print document Start Previous page
 636 of 825 
Next page End  

Исторически первым в С. п. было психодинамическое направление, выросшее, как считают на
Западе, из анализа Фрейдом (Freud S.) случая «маленького Ганса» (Sakamoto J., 1967). Известно, что отец
Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций
переживаний сына, страдающего навязчивым страхом перед лошадьми, а в ответ получал советы по
проведению этой работы. Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода:
анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и
взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте.
Задачей психотерапии являлось достижение инсайта
осознание того, как нерешенные в прошлом
проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста
отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у
некоторых ее членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны
психотерапевта, так и со стороны членов семьи, огромных затрат времени, считается экономически
менее целесообразным, но высокоэффективным.
Как показал состав участников 2-й международной конференции (Краков, 1990), 3-го (Юваскюля,
1991) и 6-го (Иерусалим, 1992) международных конгрессов по С. п., представителей
психодинамического направления было 25%, а сторонников системной семейной психотерапии
около 60% от общего числа участников. Представители эклектического направления соединяют в
психотерапевтической работе с семьями различные по лечебным механизмам методы: гипноз,
аутогенную тренировку, медитацию,
домашние задания по модификации поведения, анализ и
интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и др.
В ходе С. п., продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до нескольких
лет, выделяют ряд этапов. Длительность С. п. обусловливается тяжестью психических расстройств у
«носителя симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к
достижению терапевтических изменений. Когда участники психотерапии спрашивали у Сатир (Satir V.):
«Сколько будет длиться семейная психотерапия?», она отвечала: «Для того чтобы определить, в чем
заключается ваша проблема, потребуется от 3 до 6 сессий продолжительностью в 1 час, а дальше вы
сами решите, достаточно этого для вас или захотите продолжать работать со мной». Вначале С. п.
проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее — 1 раз
в 3 недели.
Часто в С. п. выделяются 4 этапа (Эйдемиллер Э. Г., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В.,
1989):
1) диагностический (семейный диагноз),
2) ликвидация семейного конфликта,
3) реконструктивный,
4) поддерживающий.
Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом
индивидуально-личностных свойств членов семьи и характеристик болезни одного из них (Мишина Т.
М., 1983). Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной
группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы.
Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она носит сквозной характер, т.
е. сопровождает С. п. на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Другая
особенность диагностики семейных отношений заключается в стереоскопическом ее характере. Это
означает, что в случае, если информация о происходящем получена от одного из членов семьи, на
односторонних встречах, то она должна быть сопоставлена с информацией от других членов семьи и
тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за
поведением участников процесса психотерапии («семья глазами ребенка», «семья глазами родителей»,
«семья глазами психотерапевта», «какие мы на самом деле»). На втором этапе в ходе односторонних
встреч психотерапевта с пациентом и членами его семьи осуществляется выявление и кларификация
истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого
члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с
психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке,
понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает в согласованном объеме
Hosted by uCoz