Navigation bar
  Print document Start Previous page
 635 of 825 
Next page End  

должны поддаваться этой критической установке, наоборот, несмотря на нее, вы должны сказать это
именно потому, что чувствуете отвращение к этому. Позднее вы увидите и научитесь понимать причину
этого предписания, единственного, которому необходимо следовать. Так что говорите все, что бы ни
приходило вам в голову. Действуйте так, как будто вы путешественник, сидящий у окна вагона и
описывающий кому-то, находящемуся в глубине купе, сменяющиеся виды. И наконец, никогда не
забывайте, что вы обещали быть абсолютно честным, и ничего не исключайте из-за того, что по той или
иной причине об этом рассказывать неприятно"» (Freud S, 1913).
Эта метафора показывает, что подразумевается под словом «свободная», а именно не исключать
чего-либо сознательно или намеренно. Большинство аналитиков не считают легким делом перевести
«священное правило» (Фрейд, 1916-1917) в продуктивную светскую форму. Каким образом пациент
воспринимает то, что сказал аналитик, зависит от выбора как времени, так и слов. Чем больше Супер-
Эго, тем меньше свободного ассоциирования.
Именно исходя из этой формулы целесообразно знакомить пациента с правилами шаг за шагом,
уделяя особое внимание выбору времени, слов и прежде всего реакциям пациента. Все высказывания
аналитика по поводу правил важны для трансферентных отношений, и то, как он реагирует на вопросы
пациента, особенно о фундаментальном правиле, влияет и на перенос, и на рабочий альянс.
СЕКТОРНАЯ ТЕРАПИЯ ДОЙЧА. Основным принципом предложенной Дойчем (Deutsch F.,
1949) модели психотерапии с ограниченными целями является работа над неосознаваемыми факторами,
влияющими на реальные аспекты, а не на саму ситуацию. Психотерапия фокусируется на ограниченных
аспектах всей проблемы с целью достижения адаптации пациента в тех сферах жизни, с которыми он до
этого не мог совладать. Используются искусственно вызванный положительный перенос и
ассоциативный анамнез вместо свободных ассоциаций.
Психотерапевт, разговаривая с больным,
сосредоточивается преимущественно на симптомах и конфликтах, выделяет ключевые слова и фразы,
сказанные пациентом и отражающие его базисные проблемы, подхватывает некоторые из них,
использует их в беседе и наблюдает за реакцией больного. Эти ключевые слова и фразы, примененные
врачом в качестве стимулирующего материала, обычно вызывают ответную реакцию в форме
свободных ассоциаций. Задача психотерапевта — направлять эти ассоциации и поддерживать их
постоянство. С помощью подобных приемов симптомы и актуальные конфликты приводятся в связь с
более глубоко лежащими проблемами. Постоянные конфронтации психотерапевта в какой-то мере
служат целям, на которые обычно направлены интерпретации: оживляются воспоминания, при этом
привычные ассоциативные цепочки разъединяются и заменяются новыми. С помощью такой беседы
психотерапевт направленно учит больного проводить различия между прошлым и настоящим его «Я»,
стимулируя его к коррекции своих защитных установок.
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Особый вид психотерапии, направленный на коррекцию
межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье,
наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976).
В последней четверти XIX в. возникло учение о «семейной диагностике» и «семейном лечении»
(Маляревский И. В., 1886; Smith Z., 1890) различных психических расстройств. Подлинным
основоположником С. п. в России и одним из первых в мире был И. В. Маляревский. В 1882 г. в Санкт-
Петербурге он основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и
подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях
психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений
душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось «семейное воспитание» — прообраз
современной С. п.
Потребность населения в С. п. возрастала во всех странах мира, особенно начиная с середины
40-х гг. XX в., после завершения Второй мировой войны (Spiegel J. Р., Bell N. W., 1959), а в СССР — в
70-е гг. и после 1990 г. (Мягер В. К., 1976; Эйдемиллер Э. Г., 1994). В настоящее время выделяют
несколько основных направлений в С. п.: психодинамическое (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976;
Костерева В. Я., 1979; Трегубов И. Б., 1987; Бабин С. М., 1996; Ackermann N. W., Franklin P. F., 1985),
системное и стратегическое (Эйдемиллер Э. Г., 1990, 1994; Чаева С. И., 1992; Haley J., 1976; Minuchin S.,
Fishman H. С., 1981; Palazzoli М. S. et al., 1981; Burnham G., 1991), а также эклектическое (Эйдемиллер Э. Г.,
1980; Захаров А. И., 1982).
Hosted by uCoz