Navigation bar
  Print document Start Previous page
 675 of 825 
Next page End  

течения психических заболеваний и что социальные мероприятия могут влиять позитивно и негативно
на симптоматику болезни (Кабанов М. М., 1985). Социотерапевтические концепции при этом весьма
разнообразны: от простого требования человечности и дружественности терапевтической среды до
комплексной системы терапевтического сообщества (Jones М., 1959; Heim E., 1984). Взлет С. в 70-е гг.
нашего столетия связан с многочисленными клиническими наблюдениями, психологическими
исследованиями и экспериментальными данными, выявившими отрицательную сторону длительной
госпитализации, включающей в себя в той или иной степени элементы депривации и приводящей к
явлениям «госпитализма».
Проведение С. включает в себя реализацию следующих условий: образование по возможности
«нормальной», дружеской и открытой больничной среды; более гибкую организацию неизбежного
ограничения свободы; структурирование и организацию дня, проведенного в психиатрическом
учреждении (время занятости и досуга отличаются друг от друга); предоставление возможности встреч в
неформальных и терапевтических группах; ориентацию пациентов на внешний мир; обеспечение
контактов с родственниками; предоставление регулярных отпусков и прогулок. Пациент должен быть
мотивирован по возможности на самообслуживание, при этом приходится считаться с тем, что его
помощь требует больше времени и не так эффективна, как он того желает. Кроме того, выделяют
специфические мероприятия, основанные на концепции С.: трудотерапия, терапия занятостью,
реабилитация, домашние тренировки и др.
С. способствует усилению интереса пациента к нормальному, здоровому, ко всему, что не
связано с болезнью. В той мере, в какой пациент узнает и проверит свои реакции на неопределенные,
неформальные, общие ситуации, предполагающие обыденные, определенные, банальные реакции, в той
мере состоится С. С., психотерапия и соматотерапия не исключают, а дополняют друг друга. При этом
С., как правило, общая, трудновыделяемая основа лечения, в то время как психотерапия и
соматотерапия специфичны в своих методах и определяются характером болезни и теоретическими
концепциями.
СТИЛИ РУКОВОДСТВА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ. Левин и др. (Lewin
K. et al., 1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили
авторитарный, демократичный и попустительствующий стили руководства и связали их с
продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом.
Авторитарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичный
руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию;
при попустительствующем
он устраняется от руководства, отдает всю власть членам группы. (Различия между тремя стилями
руководства представлены в таблице.) Исследования показали, что демократичный руководитель
предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, чем
попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и
авторитарный) связан с решением главных задач в группе. Стиль руководства в терапевтических
группах можно также рассматривать в диапазоне от попустительствующего, центрированного на
участнике и неструктурированного до авторитарного, центрированного на руководителе и жестко
структурированного.
Таблица 11. Основные стили руководства
Авторитарный
Демократичный
Попустительствующий
Все виды поведения
определяются руководителем
Поведение определяется
групповой дискуссией при
содействии руководителя
Полная свобода индивидуальных и
групповых решений при
минимальном участии руководителя
Каждый шаг в деятельности
группы директивно
продиктован руководителем
Групповые цели намечаются в
ходе групповой дискуссии. Две
(или более) альтернативные
процедуры группового занятия
часто предлагаются
руководителем
Материалы для групповых занятий
предоставляются руководителем,
хотя информация предлагается им
только в ответ на запрос
Hosted by uCoz