Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 825 
Next page End  

для понимания другими форме. Остальные члены группы смогут понять человека, только если энергия
(либидо), вложенная в эти симптомы, будет преобразована в нечто равнозначное и подлежащее обмену.
4. Изучить человека можно только внутри его естественной группы, в первую очередь в семье.
Психиатр, анализируя жизнь пациента группы, обнаружит, что проблемы больного представляют собой
лишь часть сложных проблем всей группы, он также сможет наблюдать различные ракурсы личности
пациента, обнаружит, что нарушения в его психике связаны с каким-либо аспектом его жизни и его
межличностными отношениями. Другими словами, психологические нарушения возникают в процессе
общения и не могут быть отнесены к одному человеку в отдельности.
5. В ситуации Г. а. п. Ф. нарушения могут быть определены и прослежены в результатах их
воздействия на динамические процессы в группе. Например, если пациентка впервые нарушает
молчание в отсутствие психотерапевта, препятствия к тому, чтобы она говорила, частично могут быть
отнесены к психотерапевту. Однако если она может разговаривать наедине с ним, ее проблема
заключается в том, что она не может делить его с другими.
6. Психотерапевтический процесс может быть сравним с выработкой более четкого способа
коммуникации. Этому процессу способствуют групповые факторы и техника психотерапевта: 1)
находясь в группе, пациент пытается активно участвовать в общегрупповом процессе, т. е. достичь
понимания окружающих и понять попытки других выразить себя; 2) психотерапевт (дирижер — в
терминологии Фулкса) видит «смысл, что происходит» в динамике группы и принимает его за систему
координат. Средства, которыми он располагает, — это вербализация,
и конечной целью является
выражение в четких словесных формулах того, что могут понять и разделить все члены группы. Он
интерпретирует содержание взаимодействий, поведения и межличностных отношений. Эта
интерпретация основывается на реальности, окружающей пациентов как внутри, так и за пределами
группы, и реакциях пациентов на эту реальность, а также на отношении пациентов к самим себе и
своему телу, особенно на бессознательных аспектах этих отношений.
7. Основная цель психотерапии —
инсайт и приспособление. «Между ними есть связь: инсайт
способствует приспособлению, приспособление облегчает инсайт, инсайт без приспособления мало к
чему приводит, приспособление без инсайта не является полным, но может существовать.
Приспособление является более важным с точки зрения терапии, инсайт — с точки зрения науки». Оба
этих процесса происходят при групповой аналитической психотерапии.
8. Основной закон групповой динамики:
важнейшей причиной, по которой пациенты,
страдающие неврозами, могут подкреплять нормальные реакции друг друга и преодолевать и исправлять
невротические реакции друг друга, является то, что совместно они представляют собой ту самую норму,
от которой каждый из них по отдельности отклоняется.
9. Основная цель психотерапевта — обеспечить активное участие членов группы в групповом
взаимодействии. Он действует как «слуга» группы, не «тащит» группу, и в его задачу входит освободить
группу от зависимости от психотерапевта.
Он стремится к тому, чтобы интерпретации в первую
очередь исходили от членов группы, группа — это тот инструмент, который он использует при любой
возможности. Он способствует тому, чтобы прояснять реакции и противоречия, присущие пациентам.
Больному обеспечиваются ситуации, где он вынужден «встретиться» сам с собой, куда он проецирует
самого себя и свои фантазии и которых он не может избежать. Так же неизбежно пациент «встретится» с
другими членами группы и их проблемами, в которых он, как в зеркале, увидит свои собственные.
После Второй мировой войны Фулкс совмещал работу в госпитале с частной практикой. Он стал
консультирующим психотерапевтом в известной больнице Модели в Лондоне, где организовал
психотерапевтическое амбулаторное отделение, в котором он выступал в качестве супервизора как
групповой, так и индивидуальной психотерапии.
Он также преподавал в Лондонском институте
психоанализа, основал Общество группового анализа. Свои идеи и взгляды Фулкс изложил в книгах
«Терапевтический групповой анализ» (1964) и «Групповая аналитическая психотерапия: методы и
принципы» (1975). В них он рассматривал аналитическую группу как создающую возможность для
взаимного переноса. Условия для возникновения переноса в аналитической группе созданы тогда, когда
в ней формируется терпимость, не используются оценки, принимаются любые реакции пациента.
Отношения между членами группы развиваются в особой атмосфере, где поведение не имеет
отрицательных последствий.
Hosted by uCoz