Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 205 
Next page End  

П.С. Пороховщикова "Искусство речи на суде", которое впервые заменило со-
бой отдельные работы", где "появлялись указания на приемы и методы того или
другого оратора", которые, "несмотря на ценность отдельных этюдов", своди-
лись главным образом "к оценке и выяснению свойств таланта и личных прие-
мов определенной личности"
.
Характерны, например, даже некоторые заголовки структурных частей работы
П.С. Пороховщикова, которая носила обобщающе методический характер -
"Чистота слога", "Богатство слов", "Знание предмета", "О внимании слушате-
лей" и др. Особое внимание уделялось действенности речи с позиций ее воспри-
ятия читателем или слушателем: "Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко
находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обык-
новенно бывает признаком неясного мышления... Только точное знание дает
точность выражения. Послушайте, как говорит крестьянин о сельских работах,
рыбак - о море, ваятель - о мраморе; пусть будут это невежды во всякой другой
области, но о своей работе каждый будет говорить определенно и понятно"
.
Описание целого ряда практических
приемов ораторского искусства предло-
жил и
А.Ф. Кони. Причем рассматривать их следует в расширительном смыс-
ле, поскольку многие из них находили свое применение не только в юридиче-
ской практике, но и при написании и подготовке к выпуску произведений худо-
жественной, научно-популярной литературы, публицистики. Вот, например,
один из них, направленный на завоевание внимания аудитории:
"Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко, не-
пременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а по-
том: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Пет-
ра Великого, в кабинете, установленном физическими приборами и заваленном
книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и при-
дворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Че-
ловек это был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома
темной ночью. Здесь действует на внимание простое начало, как будто не отно-
сящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин. Внимание непременно
будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт,
физик, химик"
. По сути,
Кони предлагает модель структуры изложения тек-
ста, ориентированного на определенное восприятие. С точки зрения редактиро-
вания, интерес представляет факт разработки методики изложения информации
за счет характеристики композиции подачи материала. В дальнейшем работа
над композицией текста станет одним из основных аспектов работы редактора.
Неоднозначная, противоречивая, насыщенная острыми социально-
политическими конфликтами и ситуациями общественно-историческая обста-
новка того периода четко выдвинула на передний план организующую функцию
печати, придав особую ценность и вес печатному слову вообще. Развивается тип
бесцензурной рабочей печати, который реализуется такими видами массовых
изданий, как
прокламации,
листовки,
политические брошюры,
агитаци-
онные бюллетени.
Hosted by uCoz