Navigation bar
  Print document Start Previous page
 157 of 205 
Next page End  

А.А. Блока - о творчестве одного из ярких представителей так называемой
"неонатуралистической" школы
М.П. Арцыбашева.
Л.Н. Толстой не раз обращался к произведениям этого писателя. После пуб-
ликации в "Современном мире" (1907, ¹ 5-9) нашумевшего романа
М.П. Ар-
цыбашева "Санин" в письме от 10-11 февраля 1908 года к одному из своих кор-
респондентов из Киевской губернии М.М. Докшицкому он пишет: "Есть у него
художественная способность, но нет ни чувства (сознания) истинного, ни ис-
тинного ума, так что нет описания ни одного истинного человеческого чувства,
а описываются только самые низменные, животные побуждения; и нет ни одной
своей новой мысли..."
.
Примерно через год в письме к
М.А. Стаховичу (от 5 февраля 1909 года), ко-
торый прислал
Л.Н. Толстому первый том рассказов
А.П. Арцыбашева, вы-
шедших в 1908 году в издательстве "Жизнь", мы встречаем несколько иную
оценку. Л.Н. Толстой расценивает суждение
М.А. Стаховича о рассказе
"Кровь", как "новое подтверждение верности вашего вкуса". "Хороши и другие
рассказы: "Гололобов", "Смех", "Бунт", - отмечает он, - если бы не общие не-
достатки всех новых писателей: небрежность языка и самоуверенность. Но во
всяком случае, это человек очень талантливый и самобытно мыслящий..."
.
Днем раньше (4 февраля 1909 года) он заносит в свой дневник: "Читал
Арцы-
башева. Талантлив, но та же неблаговоспитанная литературная небрежность, в
особенности в описаниях природы"
. Более определенной предстает точка
зрения
А.А. Блока. В статье "О реалистах", написанной им в мае-июне 1907
года, он отмечал: "
Арцыбашев - бесспорно талантливый писатель и более
сознательный, чем писатели - специалисты революции... Удивительно, что по-
гружаясь в стихию революции,
Арцыбашев начинает чувствовать природу,
окружающие предметы, все мелочи - гораздо ярче и тоньше"
. Обращает на
себя внимание и то, что недостатки, на которые указывает
Л.Н. Толстой ("не-
брежность, в особенности в описаниях природы"),
А.А. Блок относит к досто-
инствам писателя, определяя их как умение тонко чувствовать природу, ярко
изображать детали окружающего мира.
§6 Формирование критериев оценки литератур-
но-художественных произведений
Дальнейшее развитие получают критерии редакторской оценки литературно-
художественных произведений. Особое внимание уделяется форме подачи ма-
териала. Поскольку в рассматриваемое время в литературе идет поиск средств
выражения, и особый упор делается на языково-стилистические аспекты худо-
жественного текста, именно редактору приходится, сталкиваясь с новыми ори-
гинальными произведениями, решать вопрос об их художественных достоинст-
вах.
Hosted by uCoz