Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 273 
Next page End  

это заключение вызвало серьезные возражения. За 5600 лет летописной истории человечество пережило
около 14 600 войн, примерно 2,6 — ежегодно (Montagu, 1976). Более того, установлено, что только десяти
из ста восьмидесяти пяти поколений, живших в этот период, посчастливилось провести свои дни, не познав
ужасы войны. И конечно, история в буквальном смысле изобилует примерами массовых грабежей,
истязаний и геноцида. Так что не стоит предполагать, что насилие — специфическая черта XX века.
Правильнее было бы сказать, что каждая эпоха получила свою долю насилия.
Если допустить, что агрессия всегда являлась составной частью человеческого общества и отношений
между группами и нациями, сразу же возникает вопрос: а можно ли что-нибудь сделать, чтобы уменьшить
интенсивность ее проявлений или, по крайней мере, контролировать их? Ответ на этот вопрос в
значительной степени зависит от того, какой теоретической концепции придерживается человек,
занимающийся вопросами агрессии. Если считать, что агрессивное поведение человека генетически
запрограммировано, напрашивается пессимистический вывод: скорее всего, для предотвращения
проявлений открытой агрессии почти ничего нельзя сделать. В лучшем случае такое поведение можно лишь
временно сдерживать или, что несколько более эффективно, трансформировать его в безопасные формы
или направлять на менее уязвимые цели (Freud, 1933; Lorenz, 1975). Напротив, при рассмотрении агрессии
как приобретенной формы поведения напрашивается более оптимистичное заключение. Если агрессия
действительно является результатом научения, то на ее формирование влияют самые разнообразные
ситуационные, социальные и когнитивные факторы. Так что если мы в состоянии осознать природу этих
факторов, способы проявления агрессивных реакций и приобретаемые при этом наклонности (Huesmann,
1988), то, вполне вероятно, мы сможем разорвать цепь насилия, связывающую нас с ужасной историей
предшествующих поколений.
К счастью, большинство исследователей, ныне занимающихся изучением агрессии, придерживаются
последней точки зрения (Bandura, 1986; Geen, 1991).
287
Не отрицая возможного влияния биологических или генетических факторов на агрессивные поступки или
мотивы, значительное число исследователей полагают, что на все случаи проявления агрессии, на ее
специфические формы и на цели, которые преследует выбравший эту модель поведения, в значительной
степени влияют уникальные приобретенные навыки индивидов, различные аспекты когнитивных
процессов, например, мышление, память, интерпретация собственных эмоциональных состояний и пр.
(Zillmann, 1988) и множество социальных и средовых факторов (Baron, in press). Таким образом, с этой
точки зрения, агрессия отнюдь не является неизбежной и предопределенной стороной человеческих
общественных отношений, напротив, при соответствующих обстоятельствах ее можно предотвратить или
проконтролировать.
Стоит заметить, что тщательное изучение психологической литературы, посвященной проблеме агрессии,
показало нам фактически полное отсутствие статей о специфических методах и методиках, позволяющих
ограничивать размах агрессивных действий. В большом количестве исследований целью является изучение
факторов, способствующих проявлению агрессии, значительно меньше работ посвящено разработке
превентивных мер или способов контроля агрессивного поведения (Kimble, Fitz & Onorad, 1977). Почему
так происходит? Почему исследователи приложили столь мало усилий для решения этой, казалось бы,
ключевой задачи? Возможно, немало причин было тому виной, но две из них, по нашему мнению, наиболее
существенны.
Во-первых, значительная часть исследователей придерживается (хотя и не афиширует это) того мнения, что
агрессией можно управлять с помощью так называемого «негативного» метода — посредством элиминации
факторов, способствующих ее проявлению. С этой точки зрения, исследование возможных предпосылок
агрессии поможет нам убить двух зайцев сразу. С одной стороны, будет получена информация об условиях,
способствующих проявлению агрессии, а с другой — мы узнаем, какими способами можно снизить
интенсивность актов агрессии или управлять агрессивным поведением. На первый взгляд, такое
предположение кажется вполне логичным: чтобы исключить агрессию, необходимо просто устранить
условия, способствующие ее проявлению. К сожалению, убедительность этого аргумента становится
сомнительной, если мы примем во внимание все возрастающее число социальных, когнитивных и средовых
предпосылок подобного поведения. Например, Берковитц (Berkowitz, 1988, 1989) утверждает, что причиной
агрессии зачастую бывает негативный аффект, независимо от его происхождения. Все источники такого
Hosted by uCoz