Navigation bar
  Print document Start Previous page
 268 of 273 
Next page End  

Эти результаты нашли подтверждение в дальнейших работах, где для генерации несовместимых реакций у
разгневанных испытуемых использовались различные процедуры (Baron, Fortin, Frei, Hauver & Shack, 1990).
Результаты этих экспериментов показывают, что такие действия помощника экспериментатора, как
ненавязчивая лесть и самоуничижение, также эффективны для изменения настроения испытуемых и для
повышения вероятности выбора ими в качестве способа разрешения будущих конфликтов сотрудничества,
нежели соперничества или избегания. Кроме того, вышеупомянутое поведение ассистента приводило к
уступкам со стороны реципиентов во время инсценированных переговоров.
324
Вместе взятые, эти результаты свидетельствуют о том, что интенсивность и продолжительность конфликта
могут иногда быть уменьшены путем индукции положительных эмоций, несовместимых с гневом или
агрессией. Несмотря на то что эти результаты кажутся вполне обнадеживающими, это отнюдь не означает,
что участники переговоров должны мчаться в магазин и запасаться конфетами и сувенирами, начинать
собирать карикатуры или учиться делать комплименты: здесь требуется осторожность, ибо все способы
генерации несовместимых реакций иногда могут приводить к неожиданным результатам. Если реципиенты
понимают, что подарки, юмор, лесть и другие подходы используются для того, чтобы их «умаслить», они
могут отреагировать агрессией и насущный конфликт раздуется еще больше (Liden & Mitchell, 1988).
Однако, если негативных результатов удастся избежать, то этот и прочие методы генерации реакций,
несовместимых с гневом и агрессией, могут найти практическое применение при решении
организационных проблем самого широкого спектра.
325
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ: КАК НАУЧИТЬСЯ НЕ СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ПРОБЛЕМЫ
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно
проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на
Hosted by uCoz