Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 273 
Next page End  

физический вред, хотя в действительности они этого сделать не могут. В такой процедуре существует
возможность оценить намерения или желания испытуемых причинить жертве боль и страдания без всякого
риска, что кто-то и в самом деле пострадает физически. Короче, как утверждают сторонники этого подхода,
удается изучать намерение причинить вред, избегая при этом физических увечий (Buss, 1961).
Благодаря тому, что такие процедуры позволяют непосредственно изучать физическое нападение — форму
агрессивного поведения, рассматриваемую многими исследователями как наиболее опасную, — они
получили в последние годы широкое распространение. Действительно, были разработаны и пущены в ход
несколько разновидностей базовой методики. Мы рассмотрим каждый из этих подходов.
«Безопасные» нападки на живой объект: безвредная физическая агрессия. Динер и его коллеги (Diener,
1976; Diener, Dineen, Endresen, Beaman & Fraser, 1975) разработали технику для наблюдения агрессии в
лаборатории, позволяющей испытуемым совершить энергичное — но безвредное — физическое нападение
на пассивную живую жертву. В экспериментах по этой методике испытуемым предлагают вести себя
свободно по отношению к другому человеку, сидящему на полу в плохо освещенной комнате. Этот человек
является помощником экспериментатора и не должен реагировать на действия испытуемых. Различные
предметы — в том числе игрушечный пистолет, стреляющий шариками от пинг-понга, кирпичи из
микропористой резины, пенопластовые мечи и большая чаша с рези-
78
новыми лентами — также находятся в комнате и могут быть использованы для нападения на пассивную
жертву. Поведение испытуемых в двухминутном сеансе аккуратно регистрируется специальными
наблюдателями, которые следят за ними через экран с односторонним зеркальным покрытием. Оценка
агрессивности каждого участника эксперимента определяется на основе оценок всех его агрессивных
действий по предварительно составленной шкале такого поведения (см. табл. 2.4). Например, несильный
бросок в ассистента пенопластовым мечом оценивается в 3,3 балла. Таким образом, если испытуемый
ударит жертву 10 раз в течение двухминутного сеанса и не совершит при этом других агрессивных
действий, его общий счет будет 33 балла.
При некоторых условиях испытуемым свойствен высокий уровень агрессивности поведения.
Действительно, средний счет доходил до 600 баллов и более. Мы сможем представить себе, что означает
этот счет, если узнаем, что для получения 603 баллов (средний показатель в одной из групп) испытуемым
требовалось за две минуты ударить жертву игрушечным мечом 83 раза или за тот же срок 141 раз
выстрелить резиновой ленточкой.
Процедуры, основанные на безопасном физическом нападении на пассивную жертву, имеют ряд важных
преимуществ. Во-первых, они совершенно реалистичны. Испытуемые проявляют агрессию против живой
мишени, и действия, которые они выполняют — удары игрушечным мечом, стрельба из пистолета,
таскание жертвы по комнате, — по своему характеру полностью аналогичны действиям, совершаемым при
более опасных агрессивных проявлениях. Во-вторых, участники имеют полную свободу выбора действий,
направленных на жертву; они могут обращаться с ней как в агрессивной, так и в совершенно неагрессивной
манере.
Hosted by uCoz