Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 273 
Next page End  

Существуют два теоретических подхода, позволяющие прояснить характер причинной зависимости между
стилем семейного руководства и детской агрессивностью. Олуэйз (Olweus, 1980) искал однозначную
причинную зависимость между этими параметрами, исследуя постоянные и переменные величины.
Паттерсон с коллегами разработал модель семейных взаимоотношений, основанных на принуждении,
объясняющую, каким образом негативные семейные взаимоотношения приводят к агрессивному поведению
ребенка.
Олуэйз (Olweus, 1980) работал над проблемой причинности, используя статистический метод,
раскрывающий причинную связь переменных (регрессионный анализ), чтобы выявить как влияние ребенка
на поведение родителей, так и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка
определялась по оценкам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра,
теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью: 1) негативизм матери — враждебность,
отчужденность, холодность и безразличие к ребенку; 2) терпимое отношение матери к проявлению
ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых
дисциплинарных методов — физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темперамент ребенка — уровень
активности и вспыльчивость.
На рис. 3. 2 представлены результаты регрессионного анализа на основе данных по трем различным
выборкам шведских школьников. В целом возбудимые мальчики, выросшие в жесткой и неблагоприятной
семейной обстановке, относительно часто оценивались сверстниками как агрессивные. Негативное
отношение матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в
свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом темперамент ребенка был связан
со снисходительным отношением матери к проявлениям агрессии. «Импульсивный и энергичный мальчик»
своими поступками может просто утомлять свою мать, поэтому она не в состоянии уделить должного
внимания проявлениям агрессии, что в целом повышает вероятность дальнейшего развития агрессивного
поведения. Олуэйз (Olweus, 1980) отметил, что из изученных им четырех факторов, являющихся предтечей
агрессивности:
100
«Негативизм матери и ее терпимость к агрессии имеют наибольший каузальный эффект... из ребенка, к
которому проявляется слишком мало интереса и которому достается слишком мало материнской любви,
которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено слишком мало ограничений на
агрессивное поведение, скорее всего вырастет агрессивный подросток».
Паттерсон и его коллеги (Patterson, 1986; Patterson, DeBaryshe & Ramsey, 1989) разработали базовую модель
связи между характером семейного руководства и агрессивностью, благодаря которой мы можем глубже
понять процессы, обусловливающие зависимость между этими параметрами. Одна из сторон модели —
незрелые методы регулирования дисциплины, означающие, что в некоторых случаях родители могут
игнорировать отклоняющееся поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда
Hosted by uCoz