Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 273 
Next page End  

как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы. В следующий
раз они могут «взорваться» и повести себя агрессивно (например, отшлепать ребенка или задать ему
взбучку). Иными словами, родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за
неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для
усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов.
Характер семейного руководства в мире гипотетического маленького Мартина — яркий пример
подкрепления родителями агрессивного поведения. Они считают, например, что их сын пьет слишком
много прохладительных напитков, но Мартин, как и большинство детей, не согласен с этим. Поэтому он
хнычет и жалуется, когда ему отказываются дать газировки. Его родители или начинают над ним
подшучивать (не потому ли, что он просто очарователен, когда расстраивается?), или уступают, потому что
они «его пожалели». Таким образом, маленький Мартин делает вывод, что иногда может получить то, что
хочет, если похнычет, а неприемлемое поведение получает подкрепление. У Мартина есть еще один способ
добывать газировку — он «одалживает» деньги в комнатах клиентов. Его родители снисходительно
относятся к такому повороту дел и разрешают ему пить газировку на деньги, добытые таким способом (они
возмещают деньги, «одолженные» Мартином), тем самым снова подкрепляя неприемлемое поведение.
Мартину достается благосклонное внимание родителей плюс содовая, когда он берет чужие деньги. Если
мать Мартина пытается сделать ему выговор или поговорить на тему, «как нужно себя вести», он начинает
визжать, плакать и кусаться. Это ее останавливает. И неприемлемое поведение снова получает
подкрепление. Все эти ситуации являются подкреплением для агрессивного поведения Мартина. Он
усваивает, что с помощью агрессивного, «выкручивающего руки» поведения может добиться желаемого,
поэтому наверняка будет и позже применять такую тактику в других ситуациях. Если оказываемое им
давление и неподчинение не приводят к нужному результату, Мартин обычно начинает раздувать конфликт
(например, если плач не помогает, начинает кусаться или драться), пока не добьется своего.
101
Как показано на рис. 3.3, такой стиль взаимодействия с людьми скорее всего окажется во многих ситуациях
вредным для маленького Мартина. Паттерсон (Patterson, 1986) объясняет воздействие такого порочного
базового воспитания:
«Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям
не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным. Существует риск, что
стиль общения, который зиждется на силе, завершив цикл своего развития, превратит ребенка в
отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и позволит развить поведенческие умения до
необходимого уровня. Дети из семей, не обучающих уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них
отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ самого
себя».
Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения, его
манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в
отношениях с людьми. Например, неподчинение Мартина фактически означает то, что он не обучается
требуемым социальным и поведенческим умениям у сверстников или учителей. Так как эти навыки не
получают должного развития, а его реакциями остаются агрессия и принуждение, скорее всего он будет
плохо учиться, а сверстники отвернутся от него.
Hosted by uCoz