Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 366 
Next page End  

мужчин же более значимы объекты, связанные с их работой.
Е. А. Шумилин (1982) выявил, что юноши в качестве положительных черт личности называют
чаще всего такие, как «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде». У девушек на первом
месте стоят чуткость к людям, правдивость, честность, общительность.
В. Е. Каган (1989) опрашивал школьников 7-10-х классов обоего пола. Мальчики в качестве
своих положительных характеристик отметили деятельность, добросовестность, энергичность,
отзывчивость, честность, а в качестве отрицательных — непривлекательность, молчаливость,
замкнутость, нелюдимость.
Девочки в качестве положительных своих характеристик отметили обаятельность,
разговорчивость, открытость, общительность, энергичность, а в качестве отрицательных —
безответственность, эгоистичность, черствость, несправедливость, неискренность.
По данным А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001), в самоописаниях женщины представляют
себя через импульсивно-капризное «хочу» и «не могу», что соответствует женскому варианту
инфантильного типа личности — капризного существа с приоритетом желаний и эмоций, либо
растерявшегося и беспомощного, нуждающегося в поддержке. Мужчины в видении себя больше
ориентируются на «объективные» критерии: стремление следовать установленным социальным нормам,
деятельностная вовлеченность, ориентация на успех.
У мужчин основанием для позитивной самооценки являются такие качества, как психическая
уравновешенность, адаптированность, способность к самоконтролю,
социабельность, моральность. У
женщин позитивная самооценка связана не столько с наличием социально желательных черт, сколько с
отношением к себе в целом.
Женщины, стремящиеся к социальному успеху, высоко оценивают свои деловые качества:
практичность, организованность, предприимчивость, предусмотрительность, а мужчины — качества,
необходимы общественному деятелю: интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние (М. Л.
Кубышкина, 1997).
Самоуважение. У девочек 6-7 лет, по данным Я. И. Михайловой (2001), общая высокая
самооценка встречается чаще, чем у мальчиков того же возраста (соответственно в 73 и 50 %). Однако
позже эти соотношения могут меняться. Как отмечает Г. Крайг (2000), многие девочки выходят из
отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей
уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. Когда у девочек 15-16 лет возникают
проблемы с учебой, они чаще склонны обвинять себя, тогда как мальчики объяснили бы неудачу
«ненужностью» предмета. Такое снижение самоуважения, отмечаемое у трети девушек, имеется и у
юношей, но оно выражено меньше.
По данным М. К. Омаровой (2002), у юношей выше самооценки по шкалам «интегральное
самоотношение», «самоуважение», «аутосимпатия». Более высокие самооценки по шкале
«аутосимпатия» у мужчин выявлены и Ю. Е. Кочневой и О. А. Шабалиной (2000).
Адекватность самооценок. По поводу того, кто адекватнее оценивает себя мужчины или
женщины, исследователи не пришли к согласию. О. М. Мороз (1976) выявил, что юноши 16-17 лет дают
в большинстве случаев завышенные самооценки; девушки оценивают себя либо адекватно, либо
обнаруживают неадекватно заниженную самооценку. Однако В. Л. Ситников (2001) нашел, что по всем
компонентам структуры Я-образа младшие мальчики более самокритичны, чем девочки.
Н. Н. Обозов (1995) считает, что мужчинам присуща объективность при оценке восприятия мира,
в то время как для женщин характерна субъективность и впечатлительность, так как при восприятии
мира они больше ориентированы на свое состояние, настроение.
Об этом же говорят и данные исследования И. В. Тельнюк (1999): мальчики дошкольного
возраста более критично оценивают результаты своей деятельности, у девочек же преобладает
эмоциональная оценка своих результатов. Е. А. Шумилин (1982), однако, не обнаружил различий в
склонности к самокритике между юношами и девушками.
Самооценка личности. Исходя из данных, представленных в статье З. Н. Лукьяновой (1989),
можно сделать вывод, что студенты мужского пола при оценке себя как личности дают более
диаметральные оценки, чем студентки: у первых больше как высоких, так и низких самооценок (табл.
6.2). Однако на школьниках таких различий не выявлено.
Таблица 6.2. Самооценки личности, проценты
Высокая
Низкая
Группы
Юноши
Девушки
Юноши
Девушки
Hosted by uCoz