Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 366 
Next page End  

— на посещение театра и общественные дела в школе.
В 8-м классе чтение занимает у девочек первое место с большим отрывом от прочих занятий. На
втором и третьем местах у них посещение кино и просмотр телепередач. Общение с товарищами уходит
с последних мест, а желание мастерить остается там же. У мальчиков этого класса ведущие занятия
остаются теми же, что и в 7-м классе, как, впрочем, и отстающие.
В 9-м классе у девочек на чтение отводится еще больше времени. Общение с товарищами
выходит на второе место, а на третье — время, отводимое размышлениям. У мальчиков этого класса
тоже происходит существенное перераспределение свободного времени, отводимого на те или иные
занятия. На первом месте, как и у девочек, чтение (но не потому, что так они хотят, а потому, что их
вынуждает к этому школьная программа; чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить оценку
реального времени, отводимого на чтение, с желаемым временем). Спорт со значительным отставанием
переходит на четвертое место, а второе и третье места занимают просмотр телепередач и общение с
товарищами. На последних местах по отводимому времени находятся посещение театра и желание
мастерить.
Оценка реального времени, отводимого на те или иные занятия, часто не соответствует
желаниям девочек. Так, они больше всего хотели бы в свободное время посещать театр и общаться с
товарищами. У мальчиков желания больше согласуются с теми занятиями, которые они реально
осуществляют.
Сходные результаты получены Ю. В. Борисовым (1971) на рабочих совхоза (табл. 8.6).
Таблица 8.6.
Структура недельного бюджета времени трудящихся совхоза (процент затраченного
времени от общего бюджета)
Вид деятельности
Мужчины
Женщины
Работа в совхозе
27,3
23,4
Домашняя работа
10,8
16,5
Удовлетворение естественных потребностей (сон, прием пищи и т. д.)
36,0
36,1
Занятия физкультурой
2,3
1,3
Чтение газет, журналов, художественной литературы
5,0
4,0
Игра в шахматы, шашки
2,5
1,3
Прослушивание радиопередач, просмотр телевизионных передач
7,3
7,3
Общественная работа
0,8
0,8
Общение
4,9
6,7
8.4. Мода как специфическая форма поведения и пол
[При написании данного раздела я опирался на данные, приведенные в книге М. И. Килошенко,
2001.]
Мода это средство формирования аттракции, т. е. специальной установки на восприятие, в
основном эмоционально-положительное, одного человека на другого. Следовательно, мода играет
положительную роль в межличностном общении, прежде всего в формировании привлекательности
одного человека для другого, что отмечал еще Г. Гегель в «Феноменологии духа». Однако у моды есть и
другая функция — она подчеркивает половую идентификацию, что было отчетливо выражено уже в
египетских костюмах Древнего царства (2780-2280 гг. до н. э.). Социальная роль женщины отражена в
костюмах народов передней Азии (III-I тыс. до н. э.) и крито-микенском костюме (2600-1250 гг. до н. э.).
Костюмы Древнего Рима (V в. до н. э. — V в. н. э.) акцентируют величественность в мужском костюме,
кокетство и красоту — в женском. В средневековье в костюмах находят отражение аскетизм мужчины и
утонченность женщины. Галантность мужчины и великолепие, жеманство женщины проявляются в
одеждах XVII в. Хотя время от времени женская одежда походила на мужскую, и это становилось
предметом осмеяния в карикатурах.
Hosted by uCoz