Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 366 
Next page End  

гуманитарного цикла, а мальчикам — естественнонаучного. Еще Н. Д. Левитов (1962) выявил, что
наибольшее число выборов у мальчиков получила математика, а у девочек — литература.
М. А. Меньшикова (1979) обнаружила отчетливые половые различия в учебно-познавательных
интересах учащихся 5-10-х классов. Эти данные представляют особый интерес в связи с большим
контингентом обследованных школьников (более 5000) во многих регионах бывшего СССР, а также в
связи с тем, что исследование было проведено путем двух срезов с интервалами между ними в 10 лет.
Это позволило судить о том, насколько устойчивы выявляемые тенденции.
Повсеместно у юношей на первом месте стоит устойчивый интерес к математике, на втором — к
физике и на третьем — к истории. Девушки тоже предпочитают математику, затем (по убывающей)
литературу, химию и физику. При этом есть различия между городскими и сельскими школьницами. У
сельских школьниц на первом месте стоит литература, на втором — химия и лишь затем математика.
Из предметов, которые не нравятся, у юношей на первых местах находятся иностранный язык,
астрономия, обществоведение, а у девушек — физика, география, астрономия, обществоведение.
По данным Э. Э. Грузиной (2001), у студентов математического факультета 60 % юношей
считали самыми любимыми предметы, связанные с программированием, а 65 % считали их самыми
главными. Число таких девушек было значительно меньшим (соответственно 17 % и 41 %).
Очевидно, что интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их
природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира. Д. П. Барам
(1984) приводит данные о соотношении среди восьмиклассников лиц с преобладанием образных или
вербальных компонентов познавательных процессов. Оказалось, что среди тех, у кого преобладали
вербальные компоненты, было 13 мальчиков и 6 девушек, а среди тех, у кого преобладали образные
компоненты, — 3 мальчика и 16 девушек. Эти данные весьма красноречиво говорят о том, что среди
девочек больше лиц с преобладанием первой сигнальной системы, по И. П. Павлову, а среди мальчиков
больше лиц с преобладанием второй сигнальной системы. Естественно, это не может не отразиться как
на интересе к различным предметам, так и на успеваемости по ним.
По данным Д. П. Барама, интересы к разным предметам у первосигнальщиков и
второсигнальщиков выглядят следующим образом (табл. 11.1).
Таблица 11.1. Средний балл выраженности по группам учебных интересов
Группы
Физкультура,
труд
География,
биология,
история
Русский и
английский
языки
Русская
литература
Математик
а, физика,
химия
Преобладание вербального
компонента
13
13
2
15
8
Преобладание образного
компонента
4
12
1
18
1
Достоверность различий
Р
<
0,01
Р < 0, 05
Без преобладания того
или
другого компонента:
мальчики
24
17
8
3
13
девочки
17
12
11
23
4
Достоверность различий
Р < 0,01
Р < 0,05
В этой таблице обращают на себя внимание различия между мальчиками и девочками, у которых
отсутствует преобладание одной из сигнальных систем. У девочек явно выражена склонность к
изучению литературы и языков, а у мальчиков — к точным дисциплинам (математике, физике и химии),
а также к труду, физкультуре, истории, географии и биологии.
Е. А. Шумилин выявил различное понимание значимости любимого предмета у юношей и
девушек. Юноши чаще, чем девушки, отмечают его влияние на умственное развитие (соответственно 55
% и 42 %), а девушки чаще, чем юноши, — на его значимость в народном хозяйстве (соответственно 26
% и 19 %).
Совместное или разнополое обучение? Различия в способностях мальчиков и девочек,
выявленные психологами, также являются основанием для постановки вопроса о разнополом обучении
детей. Так, по данным Ю. Б. Юдовиной (2001), в процессе изучения английского языка девочки
улучшили свои показатели по вербальному интеллекту в большей степени, чем мальчики. Это
согласуется с лучшей выраженностью вербальных способностей у лиц женского пола, о чем говорилось
Hosted by uCoz