Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 366 
Next page End  

6. Умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска.
7. Умение производить впечатление, налаживать и поддерживать отношения с другими людьми.
8. Уверенность в себе и своей миссии.
9. Умение противостоять давлению и нажиму, отстаивая свою позицию.
Автор отмечает, что женщины на фоне выраженной способности к доминированию в своих
стратегиях ориентированы на компромисс, уверенность в себе, расчет на свои силы, доверии только к
себе при высокой пластичности, приспосабливаемости к ситуации. Мужчины же склонны лидировать,
опираясь, в первую очередь, на умение доминировать, действовать в ситуации неопределенности и
угрозы риска, эффективно использовать других людей для реализации своих целей. Мужчины сильнее,
чем женщины, ориентированы на «демонстративные качества», в то время как женщины в меньшей
степени стремятся к «самопрезентации».
Мужчина в бизнесе больший «игрок», нежели женщина, он ориентирован на достижение цели
«во что бы то ни стало». Женщина в большей мере опирается на другие качества и умения: рационально
распоряжаться капиталом, быстро переключаться с одного дела на другое, понять и принять чужую
точку зрения, идти на компромиссы, жить сегодняшним днем, уверенность в себе и своей миссии,
умение действовать в ситуации конфликта.
Женщины, в отличие от мужчин, являются сторонниками «консервативного бизнеса», пытаются
избавиться от взгляда на бизнес как на «большую игру».
Мотивация мужчин и женщин-предпринимателей. По данным А. Н. Индиенко (2001), у
мужчин-продавцов, по сравнению с коллегами-женщинами, более выражены такие факторы мотивации
социального успеха, как достижение результата и соперничество.
Женщины видят в бизнесе возможность самореализации, в то время как мужчины ищут в нем
возможность самоутверждения и приобретения свободы.
А. Н. Индиенко, используя опросник мотивационных источников (MSI)
Е. Барбуто и Р. Сколл, в
переводе Е. В. Сидоренко, показал, что у женщин-продавцов, по сравнению с мужчинами-продавцами,
почти в два раза больше выражен фактор интереса к работе, а у мужчин-продавцов значительно больше,
чем у женщин-продавцов, выражен фактор оплаты своего труда.
Это совпадает с имеющимися в литературе данными, согласно которым в мотивационной
иерархии мужчин-бизнесменов доминируют такие ценности, как достижение конкретных и ощутимых
результатов своего труда, обеспечение защищенного материального положения для себя и своей семьи,
возможность творческой самореализации, а у женщин — интересная работа, связанная с новыми
впечатлениями и общением с людьми (у мужчин эта ценность стоит на последнем месте), конкретные и
ощутимые результаты своего труда, внутренний комфорт и самоуважение. Таким образом, женщины-
бизнесмены предстают менее материально ориентированными, чем мужчины.
11.5. Лидерство, руководящие должности и пол
Гендерная психология лидерства как научное направление начала интенсивно формироваться
под влиянием феминистского движения с середины 1970-х гг., прежде всего американскими,
австралийскими и западно-европейскими учеными, хотя и ранее этот вопрос обсуждался в ряде работ. В
большинстве случаев лидерство изучается в деловых группах или в группах с интимными отношениями
(семья, влюбленные). Последний из аспектов рассматривался в предыдущей главе. В данной главе речь
пойдет о лидерстве в деловых группах.
Негативное отношение к женскому лидерству традиционно проявляли сторонники фрейдизма.
Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендерной идентичности (M. Walsh, 1987), а их
стремление к лидерству, называемое «фаллическим», рассматривалось как проявление
неполноценности женщины, завидующей мужчинам (S. Chehrari, 1987).
К. Бартол и Д. Мартин (K. Bartol, D. Martin, 1986) показали, что женщина-лидер в мужском
деловом мире и вообще находящаяся в мужской группе играет одну из четырех неформальных ролей: 1)
«матери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности; 2) «соблазнительницы»
для начальника, что вызывает негодование у коллег-мужчин; 3) «игрушки, талисмана» — милой, но не
деловой женщины, приносящей удачу; 4) «железной леди», обладающей неженской жестокостью,
вследствие чего они бывают больше всего изолированными от группы. Все эти роли мешают женщинам
занять равное положение среди мужчин и снижают их возможности служебного роста. Мужчины
делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Женщины же в присутствии
противоположного пола менее активно, чем мужчины, претендуют на роль стихийного лидера. Я.
Hosted by uCoz