Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 366 
Next page End  

согласились только 25
% (Д. Майерс, 2001). В 1938 г. лишь один из пяти американцев одобрял
работающую женщину, а в 1993 г. таких женщин одобряли уже 86 %. В 1965 г. доля домашней работы
мужчин составляла 15 %, а через 20 лет — уже 33 % (Robinson, 1988). Правда, эти сдвиги в сознании
общества заметны не во всех странах (в Японии, например, муж уделяет домашним делам в среднем
лишь 4 часа в неделю, в то время как в Швеции — до 18 часов в неделю), но это лишь еще больше
подчеркивает роль социального фактора в формировании гендерных различий.
Д. Мани (D. Money, 1972) сформулирован «принцип Адама», или «мужской дополнительности».
Автор пишет, что природа заботится прежде всего о создании самки, поэтому первоначально организм
развивается по женскому типу; для создания самца нужно что-то добавить. На одной стадии развития
— это андрогены, под влиянием которых начинается половая дифференцировка мозга, на другой —
гендерные нормы и соответствующее им давление сверстников, побуждающее мальчиков
«дефеминизироваться», освобождаться от первоначального материнского влияния и женственных черт
характера.
По мнению И. С. Кона, эти дополнительные усилия нередко запаздывают или оказываются
недостаточными, в результате чего происходят какие-то нарушения в развитии мужского начала.
Типы подчинения гендерным нормам. Ш. Берн (2001) выделяет три типа подчинения людей
гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию. Уступчивость — это такой тип
подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в
соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение. Одобрение,
или
интернализация,
это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.
Идентификация — это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).
3.2. Стадии половой идентификации
Половая идентификация — это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий
неодинаково.
Как отмечают в обзорной статье Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтсас (1985), полоролевая
идентичность делится большинством авторов на две составляющие:
1) половая идентичность — понимание принадлежности себя к определенному полу; единство
сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу (З. Старович, 1991);
2) собственно полоролевая идентичность — знание и усвоения ролей мужчины и женщины.
С. Томпсон (S. Thompson, 1975) выделяет в раннем развитии половой роли три этапа: 1) ребенок
узнает, что существует два пола, 2) он включает себя в одну из этих категорий, 3) на основе
самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения.
Три этапа выделяют и другие авторы, правда, их содержание расходится с этапами, выделенными С.
Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола
во времени, и наконец у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой
человека (R. Slaby, K. Frey, 1975; C. Stangor, D. Ruble, 1987).
Ш. Берн (2001) описывает четыре стадии установления половой идентичности: гендерную
идентификацию (отнесение ребенком себя к тому или иному полу), гендерную константность
(понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя), дифференциальное подражание (желание
быть самым лучшим мальчиком или девочкой) и гендерную саморегуляцию (ребенок сам начинает
контролировать свое поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе). До 2-3 лет
большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими
принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации
и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия
предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках,
одежде, занятиях (L. Serbin et al., 1993). По наблюдениям ряда исследователей (Connor, Serbin, 1977;
Liss, 1981; М. O'Brien, 1992; S. Berenbaum, M. Hines, 1992), мальчики выбирают для игры машинки,
игрушечное оружие, маленькие инструменты, конструктор, девочки — куклы, наряды для кукол или
игрушки, связанные с домашним хозяйством (например, кухонные принадлежности).
Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и ту же роль, их поведение все же может
отличаться в зависимости от того, с кем — с мальчиком или девочкой — они имеют дело. Показательно
в этом плане одно из зарубежных исследований. Когда в экспериментальной обстановке 4-летним детям
предоставляли возможность поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов, они предлагали
мальчикам купить свирепых медведей, а девочкам — пушистых котят (Г. Крайг, 2000).
Hosted by uCoz