Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 366 
Next page End  

авторов, вплоть до XX в. Однако в первой четверти XX в. приобрела популярность теория X. Эллиса (H.
Ellis, 1904), согласно которой разброс уровня интеллекта больше у мужчин, чем у женщин. Это значит,
что женщины в своей массе имеют средний уровень интеллекта, в то время как у мужчин средний
интеллект встречается реже, чем у женщин, но зато среди них больше одаренных и умственно отсталых
(рис. 5.1).
Рис. 5.1. Гипотетическое распределение интеллекта среди мужчин и женщин в соответствии с
теорией большей мужской вариабельности
В нашей стране этой точки зрения придерживается В. П. Багрунов (1981), который обнаружил,
что у мужчин чаще, чем у женщин, встречаются высшие и низшие результаты в интеллектуальной
активности и сенсомоторике.
Американский антрополог Э. Монтегю в книге «Природное превосходство женщины» писал, что
коэффициент интеллектуальности в среднем у женщин выше, чем у мужчин, и они лучше сохраняют
его в старости.
Что касается одаренности, то об этом речь уже шла выше. В отношении же более частого
слабоумия у мужчин ученые делали выводы на основании того, сколько мужчин и женщин находится в
учреждениях для слабоумных. Мужчин там
действительно больше. Однако Л. Холлингворт
(L.
Hollingworth, 1922), тщательно изучив этот вопрос на более чем 2 тысячах лицах, показала, что, во-
первых, у женщин, находящихся в этих учреждениях, интеллект был ниже, чем у мужчин из тех же
учреждений, во-вторых, большее представительство мужчин в этих учреждениях объясняется тем, что
мужчины с умственной отсталостью более беспомощны в житейском смысле, чем женщины, и требуют
опеки. Женщины же могут и при умственной отсталости найти средства к существованию, занявшись
домашней работой или выйдя замуж. Кроме того, в семьях были более склонны к уходу за умственно
отсталой девочкой в домашних условиях. Мальчиков же чаще заставляли в сравнительно раннем
возрасте работать на заводе, где вскоре и обнаруживалась их умственная отсталость. Все это делало
менее вероятным распознавание умственной отсталости у девочек и их принудительное направление в
соответствующие учреждения.
У детей ряд авторов выявили одинаковое число интеллектуально одаренных мальчиков и
девочек. Так, в исследовании Л. Холлингворт (L. Hollingworth, 1942) среди детей с интеллектом выше
180 баллов были обнаружены 16 девочек и 15 мальчиков, а в исследовании П. Витти (P. Witty, 1940)
среди детей с интеллектом 140 баллов и выше было 24 девочки и 26 мальчиков. Массовые обследования
школьников в США (W. Lewis, 1945; W. McGehee, 1939; M. Riggs, 1940) показали, что среди лиц с
высоким интеллектом больше девочек, а среди лиц с низким интеллектом больше мальчиков. Однако
авторы не делают из этих данных далеко идущих выводов и объясняют их тем, что дававшиеся тесты
имели преимущественно вербальное содержание, и успешность их выполнения зависела от школьных
успехов, которая, как известно, выше у девочек в силу их большего прилежания. Правда, по некоторым
данным в 11-14 лет девочки останавливаются в своем прогрессе и даже «возвращаются назад» (M.
Horner, 1972).
Сходные данные получены и в нашей стране. Я. И. Михайлова (2001), обследовав детей 6-7 лет,
нашла, что уровень вербального и невербального интеллекта и речемыслительных функций у девочек
достоверно выше. Показатель развития вербального интеллекта у девочек равен 105,4, а у мальчиков —
99; показатель развития невербального интеллекта — соответственно 107,5 и 102,7; показатель развития
речемыслительных функций — соответственно 81,3 и 74,9. У девочек лучше развит и социальный
Hosted by uCoz