Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 366 
Next page End  

или иных социальных потребностей, склонностей, привычек, ценностей, направленности личности.
Указание на то, что эти различия незначительны, дело не меняет. Важно, что они есть и постоянно
проявляются в большинстве исследований, хотя некоторые феминистски настроенные
исследовательницы считают, что раз они небольшие, то их и нет.
6.1. Половые различия в свойствах личности
Половые различия в социальной активности. Е. Маккоби и К. Джеклин (E. Maccoby, C.
Jacklin, 1974), проанализировав исследования о степени активности мальчиков и девочек, о стремлении
их к достижениям и доминантности, отрицают наличие различий по этим параметрам и утверждают,
что девочки активны не менее мальчиков, но сфера их активности другая.
Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978) по поводу различного характера активности мальчиков и
девочек пишут следующее: «Половые различия хорошо
видны при анализе совместной со взрослыми
деятельности детей разного пола. Предположим, отец выполняет какую-либо домашнюю работу
технического характера. Дети разного пола и одинакового возраста, допустим 3-5 лет, в равной степени
готовы помочь ему, но эта помощь и содействие будут выражаться по-разному. Дочь готова что-то
принести, подать, подержать, ей достаточно участия в общем полезном деле. Сына же это не
удовлетворит. Он обязательно будет стремиться схватить тот же инструмент и сам выполнить работу,
подражая отцу в конкретных манипуляциях» (с. 26-27).
Таким образом, авторы подчеркивают, что дело не столько в количественных характеристиках
активности мальчиков и девочек, сколько в качественных характеристиках.
Это качественное различие в проявлении мужской и женской активности обнаруживается и у
взрослых, особенно когда дело касается общественной и политической активности (см. раздел 12.3).
В отношении двигательной активности имеются и количественные различия (см. раздел 12.1).
Общительность. По данным Н. В. Бирюковой с соавторами (1976), обследовавшими около 800
школьников с 1-го по 10-й класс (рис. 6.1), экстравертов больше среди мальчиков, а интровертов —
среди девочек.
Рис. 6.1. Экстраверсия (а) и интроверсия (б) у школьников разного пола
Л. Фрэнсис и П. Пирсонс (L. Francis, P. Pearsons, 1993) приводят данные, из которых тоже
следует, что экстраверсия ненамного выше у мужчин (исключая постоянно посещающих церковь).
Большее, чем у женщин, количество высокообщительных мужчин выявлено Р. К. Малинаускасом
(2001). И. М. Никольская (2001) обнаружила как тенденцию большую замкнутость девочек, а А. И.
Винокуров — большую общительность мужчин.
Психотизм. По Г. Айзенку (H. Eysenck, 1992) и Л. Фрэнсису и П. Пирсонсу, высокие оценки по
шкале психотизма более характерны для мужчин, чем для женщин. Это значит, что мужчины более
склонны к конфликтам и асоциальному поведению, а также к неадекватности эмоциональных
проявлений.
Отношение к похвале. Н. Н. Обозов отмечает, что существуют различия между полами в
отношении к похвале и вознаграждению. Женщина испытывает потребность в том, чтобы ее работа
была отмечена окружающими. Поэтому домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто
страдают от неудовлетворенной потребности в признании, невнимания членов семьи и недооценки их
Hosted by uCoz