Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 366 
Next page End  

труда (А. Келам и И. Эббер, 1985).
Мужчина тоже любит, когда его хвалят за работу, но в то же время если он уверен, что выполнил
ее хорошо, то высокое мнение о себе он будет иметь даже в том случае, если его работа не будет
признана другими. Следовательно, мужчины более независимы в своих самооценках от мнения
окружающих.
Моральное развитие. Имеющиеся данные весьма противоречивы. По некоторым данным,
половых различий в моральных суждениях у детей младше 10 лет нет. С 10-12 лет, по данным Нэнси
Айзенберг (N. Eisenberg, 1989), девочки дают ответы, более проникнутые заботой и состраданием, чем
мальчики их возраста. Однако автор объясняет это не гендерными различиями, а тем, что девочки
созревают быстрее мальчиков. В ответах юношей и девушек таких различий уже не обнаруживается.
По данным В. М. Погольша (1997), женщины имеют более высокие показатели по моральным
установкам. С другой стороны, И. М. Никольская (2001) отмечает, что недобросовестность и
безответственность с точки зрения взрослых чаще отличают девочек, чем мальчиков. С. М. Петрова
(1995) выявила, что у девушек показатель нравственной мотивации ниже, чем у юношей. Кэрол
Гиллиган (C. Gilligan, 1982) с помощью методики Л. Кольберга, которой определяется уровень
морального развития, обнаружила, что девочки и женщины обычно получают более низкие оценки за
разрешение моральных дилемм, чем мальчики и мужчины. Однако К. Гиллиган считает, что это еще не
значит, что лица женского пола имеют более низкий уровень морального развития, просто они
используют другие критерии для вынесения своих моральных суждений. Ведь мальчиков и девочек с
детства учат ценить разные качества. Гиллиган считает, что существуют два разных типа морального
рассуждения: один базируется на понятии абстрактной справедливости, а другой — на человеческих
отношениях и заботе о ближнем. Первый тип характерен для мужского мышления, второй — для
женского. Мужчины часто строят свои рассуждения вокруг прав человека; женщины же рассматривают
нравственные проблемы с точки зрения заботы о нуждах других людей. Однако и эти различия не
являются абсолютными, так как многие женщины высказывают моральные суждения, руководствуясь
приоритетом справедливости, а некоторые мужчины решают нравственные вопросы с точки зрения
заботы о людях.
Честность и ложь. Распространено мнение, выраженное еще Н. А. Бердяевым, что «Женщины
лживее мужчин, ложь есть самозащита, выработанная историческим бесправием женщины со времен
победы патриархата над матриархатом» (1991, с. 79). О большей лживости женщин писал и О.
Вейнингер (1991). С другой стороны, В. В. Знаков (1999) выявил, что лица женского пола считают себя
более честными, чем лица мужского пола.
В более ранней работе В. В. Знаков (1997) показал, что важную роль в понимании неправды, лжи
и обмана мужчинами и женщинами играют в разной степени сознаваемые теми и другими механизмы
психологической защиты. В общении женщины в большей степени, чем мужчины, обращают внимание
на побудительные причины и последствия неправды лжи и обмана. Они придают большее значение
сокрытию и представлению в искаженном виде мыслей и чувств,
чем фактов. Женщины обращают
внимание на процессуальные, коммуникативные аспекты искажения и анализируют, можно ли
морально оправдать людей, совершивших их. Мужчины связывают неправду, ложь и обман в основном
с искажением фактов. У мужчин смыслоразличительные признаки названных феноменов представлены
когнитивным знанием и нравственной оценкой результата их воздействия на собеседников.
Как отмечает В. В. Знаков (1999), «проблема значительно усложняется и становится менее
однозначной, если ее перевести в плоскость психологического анализа разных степеней осознания
субъектом своего намерения солгать или обмануть. У некоторых женщин первоисточником обмана
оказывается "маленькая неправда", безобидное преувеличение, в основе которого лежит естественное и
осознанное желание наилучшим образом представить себя в глазах собеседников. Существенную роль в
этом, очевидно, играют механизмы психологической защиты. Вначале неправда требует
самооправдания, обычно основанного на очень пристрастном и необъективном отражении социального
окружения. Затем, переходя в привычку, становясь компонентом нравственного сознания личности,
неправда нередко заменяется сначала полуосознаваемым, а потом вполне сознательным обманом и даже
ложью (которым тоже подыскивается "разумное" самооправдание). В результате такая женщина может
считать себя честным человеком, допускающим невинную ложь там, где, по ее мнению, без этого не
обойтись. У мужчин ложь и обман чаще бывают ситуативными: они точнее могут описать ситуации, в
которых лгут, и отчетливее осознают, зачем, с какой целью это делают. А поскольку они знают
обстоятельства, в которых нарушают известную им моральную норму, то критичнее женщин относятся
к собственной честности. Следствие самокритичности — более низкие самооценки» (с. 204).
Hosted by uCoz