Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 200 
Next page End  

печатным текстом, и даже одним шрифтом или немногими шрифтами. Будем также считать, что
выравнивание страниц, центрирование строк, переход от одной строки к другой уже обеспечиваются
вручную или, что вполне возможно, как-либо автоматически. Эти процессы, очевидно, соответствуют
стадиям распознания зрительного образа, основанным на мышечных обратных связях и использовании
нашего нормального центрирующего, ориентирующего, фокусирующего и конвергирующего аппарата.
Далее встает проблема определения форм отдельных букв, над которыми последовательно проходит
развертывающее устройство. Здесь предлагалось использовать фотоэлементы, расположенные в ряд по
вертикали и соединенные каждый со звучащим прибором особого тона. Черный цвет букв может
отмечаться либо отсутствием звука, либо звуком. Предположим, что выбрано второе, и вообразим себе
три фотоэлектрических рецептора, один над другим. Пусть они изображают буквы в виде трех [c.216]
нот гаммы, причем самая высокая нота соответствует верхнему фотоэлементу, а самая низкая –
нижнему.
Тогда, например, заглавная буква F будет передана
звуком:
Заглавная буква Z будет передана звуком:
Заглавная буква О – звуком:
и т.д. С обычной нашей способностью к интерпретации читать такой слуховой код нетрудно – не
труднее, чем, скажем, читать шрифт Брайля.
Но все зависит от одного условия – от надлежащего соотношения фотоэлементов с высотой букв. Даже
при стандартном шрифте неизбежны значительные колебания в размерах букв. Поэтому желательно
найти возможность растягивать или сжимать вертикальный масштаб развертки, чтобы привести образ
данной буквы к стандарту. Мы должны иметь в своем распоряжении, в ручной или в автоматической
форме, хотя бы некоторые преобразования из группы вертикальных растяжений.
Это можно сделать несколькими способами. Можно предусмотреть механическую вертикальную
регулировку фотоэлементов. С другой стороны, можно взять достаточно большой вертикальный ряд
фотоэлементов и менять распределение нот соответственно размеру шрифта, оставляя фотоэлементы,
расположенные выше и ниже шрифта, немыми. Для этого можно, например, воспользоваться схемой с
двумя комплектами соединительных линий. В этой схеме входные линии отходят от фотоэлементов и
ведут к цепочке переключателей, все более и более расходясь в стороны, а выходами [c.217] служат
вертикальные линия, как на рис. 8. Здесь одиночные линии – провода от фотоэлементов, двойные линии
– провода к генераторам звука, кружки на пунктирных линиях – точки соединения входных и
выходных, проводов, а сами пунктирные линии – провода, управляющие включением того или иного
генератора. Это и есть упомянутое во введении устройство, которое спроектировал Мак-Каллох для
регулировки своего аппарата по высоте шрифта. В первом варианте выбор пунктирных линий
производился вручную.
Hosted by uCoz