Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 200 
Next page End  

магистральные пути. Это значит, что в случае перегрузок первыми будут нарушены процессы, в
которых участвуют удаленные друг от друга части мозга. Таким образом, при помешательстве наименее
устойчивыми оказываются процессы, захватывающие несколько центров, т.е. ряд различных
двигательных процессов и значительное число ассоциативных процессов. Именно [c.232] эти процессы
обычно относятся к высшим. Таким образом, мы получаем еще одно подтверждение нашей как будто
оправдываемой опытом уверенности, что при помешательство прежде всего страдают высшие
процессы.
Существуют некоторые указания на то, что длинные пути в мозгу обнаруживают тенденцию пролегать
совершенно вне полушарий головного мозга и идти через низшие центры. На это указывает тот факт,
что при перерезке некоторых длинных петель белого вещества в полушариях головного мозга
наблюдаются совершенно незначительные повреждения, как будто эти поверхностные соединения
настолько недостаточны, что обеспечивают лишь небольшую часть необходимых связей.
В свете этого интересно рассмотреть явления право-и леворукости и преобладания (доминирования)
полушарий. Подобная асимметрия функций, по-видимому, встречается и у других млекопитающих,
хотя у них она менее заметна, отчасти, вероятно, потому, что для выполнения задач им не требуется
такая организация и умение. Однако разница в ловкости мышц правой и левой стороны даже у других
приматов, по-видимому, меньше, чем у человека. Праворукость нормального человека, как хорошо
известно, обычно сочетается с преобладанием левой стороны мозга, а леворукость меньшинства людей
– с преобладанием правой стороны мозга. Иначе говоря, функции головного мозга распределены
неравномерно между двумя полушариями, и одно из них – преобладающее – сосредоточивает львиную
долю высших функций. Правда, многие существенно двусторонние функции, например связанные с
полями зрения, представлены каждая в своем полушарии, хотя это справедливо отнюдь не для всех
двусторонних функций. Однако большинство “высших” областей находится исключительно в
преобладающем полушарии. Например, у взрослого серьезное повреждение второстепенного
полушария оказывает значительно меньшее действие, чем аналогичное повреждение преобладающего
полушария. У Пастера на сравнительно раннем этапе его карьеры случилось кровоизлияние в правой
стороне мозга, после чего у него остался небольшой левосторонний паралич – гемиплегия. После
смерти мозг его был исследован, и обнаружилось, что у Пастера было [c.233] настолько серьезное
повреждение правой стороны мозга, что, как говорили, после этого повреждения “у него оставалась
лишь половина мозга”. У него были серьезные поражения теменной и височной области. Тем не менее
после этого повреждения Пастер сделал некоторые из своих самых значительных открытий. У
взрослого правши подобное повреждение левой стороны, почти наверно, было бы роковым и привело
бы пострадавшего к животному состоянию, к состоянию умственной и нервной инвалидности.
Было замечено, что в раннем детстве такое повреждение мозга производит гораздо меньшее действие;
тяжелое поражение преобладающего полушария впервые шесть месяцев жизни может привести к тому,
что его место займет другое полушарие, и пострадавший будет отклоняться от нормы гораздо меньше,
чем если бы повреждение произошло в более позднем возрасте. Это вполне согласуется с тем, что
нервная система в первые недели жизни вообще очень гибка, но позже быстро становится жесткой.
Возможно, что при отсутствии таких серьезных повреждений преобладание правой или левой стороны в
очень раннем детстве может довольно легко меняться. Но задолго до школьного возраста природная
асимметрия рук и преобладание одного полушария устанавливаются на всю жизнь. Раньше считали, что
леворукость является серьезной помехой для жизни в обществе. Поскольку большинство инструментов,
школьных парт и спортивных принадлежностей рассчитано, главным образом, на праворуких,
леворукость действительно представляет некоторое неудобство. Кроме того, в прежние времена на нее
смотрели с той суеверной неприязнью, которую вызывали всякие мелкие отклонения от
общечеловеческой нормы, как, скажем, родимые пятна или рыжие волосы. Многие по различным
побуждениям пытались – и даже успешно – изменять леворукость своих детей воспитанием, хотя,
конечно, не могли изменить физиологическую основу – преобладание правого полушария. Во многих
случаях люди с искусственно развитым левым полушарием страдали заиканием и другими дефектами
речи, чтения и письма в такой степени, что это преграждало им путь к нормальной деятельности.
Мы видим, по крайней мере, одно возможное [c.234] объяснение явления. Развивая вторую руку,
частично развивали ту часть второго полушария, которая заведует выученными движениями, например
Hosted by uCoz