Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 200 
Next page End  

Итак, многие нынешние автоматы имеют связь с внешним миром, выражающуюся как в восприятии
[c.98] впечатлений, так и в выполнении действий. Они содержат органы чувств, исполнительные органы
и какой-то эквивалент нервной системы, объединяющий передачу информации от первых ко вторым.
Их вполне можно описывать при помощи физиологических терминов. Неудивительно, что автоматы и
физиологические системы можно охватить одной теорией.
Отношение этих механизмов ко времени требует тщательного изучения. Понятно, что зависимость
между входом и выходом является последовательной во времени и предполагает определенный порядок
перехода от прошлого к будущему. Но, пожалуй, не столь очевидно, что теория чувствующих
автоматов является статистической. Нас вряд ли может интересовать работа устройства связи с одним-
единственным входным сигналом. Чтобы соответствовать своему назначению, такое устройство должно
работать удовлетворительно для целого класса входных сигналов, прием которых статистически
возможен. Поэтому его нужно изучать на основе статистической механики Гиббса, а не классической
механики Ньютона. Мы рассмотрим этот вопрос подробнее в главе, посвященной теории связи.
Итак, современный автомат существует в таком же бергсоновом времени, как и живой организм.
Поэтому соображения Бергсона о том, что деятельность живого организма по существу отлична от
деятельности автомата этого типа, необоснованы. Витализм выиграл спор до такой степени, что даже
механизмы оказались соответствующими виталистической структуре времени, но, как было сказано
выше, эта победа равносильна полному поражению, ибо со всех точек зрения, имеющих какое-либо
отношение к нравственности и религии, новая механика столь же механистична, как и старая. Назвать
ли новую точку зрения материалистической – это в общем спор о словах. Господство материи
характеризует определенную стадию физики XIX века в гораздо большей степени, чем современность.
Сейчас “материализм” – это лишь что-то вроде вольного синонима “механицизма”. По существу, весь
спор между механицистами и виталистами можно отложить в архив плохо сформулированных
вопросов. [c.99]
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Вильгельм Гей (1790–1854) – немецкий баснописец. – Прим. ред.
2
Винер пользуется здесь немецким словом Durchmusterung. – Прим. ред.
3
Палиндром (греч.) – слово или фраза, сохраняющие свой смысл при чтении в обратном направлении
(“комок”, “рог гор”) – Прим. ред.
4
Специально на этот случай – Прим. пер.
5
Тиха (или Тюхе) по-гречески – Случай, Ананка – Рок, образы античной мифологии. – Прим. ред.
6
По преданию, главный раввин Праги, известный талмудист Лива (или Леве) бен-Бецалел (1525–1609)
сделал глиняного слугу – Голема – и оживил его кощунственным употреблением священнейшего имени
бога, произношение которого у евреев было строжайше запрещено. По библейскому повествованию,
под этим именем бог открылся Моисею, когда давал ему законы для Израиля. В Ветхом Завете оно
обозначено четырьмя буквами JHWH и читалось позже как “Иегова” (Jehowah), подлинное же древнее
произношение, как предполагают, было “Ягве” (Jahweh); в силу запрета его обычно заменяли словом
Hosted by uCoz