Navigation bar
  Print document Start Previous page
 267 of 325 
Next page End  

черта РСА близка нашей ментальности, взращенной на общинности и соборности, одним из
генетических механизмов которой является слияние в «мы» как механизм психологической защиты. На
данном этапе социокультурного развития у многих наших соотечественников существует проблема
разрушения «мы»-связей и становления самодостаточного «Я» (культурная модель человека-локатора
трансформируется в модель человека-Робинзона). Безусловно, на уровне глубоких переживаний РСА
обеспечивает баланс процессов социальной сепарации и интеграции. Вместе с тем на
конвенциональном уровне, на котором изголодавшиеся по общению и любви люди находят друг друга в
группах встреч, преобладают процессы интеграции (слияния в «мы»). Все, кто бывал в таких коммунах
и группах встреч, знают этот уникальный, ни с чем не сравнимый опыт быть вместе. Такой опыт может
выродиться в защитную форму безопасного бытия в «мы», останавливая процессы сепарации «Я»
(формирования аутоидентичного субъекта) и укрепляя различные формы межличностной зависимости.
На наш взгляд, РСА,
отстаивая общечеловеческие ценности, должен развиваться в конкретных
профессиональных формах, а не как некое общечеловеческое движение непрофессионалов.
В PCA-терапии идея терапевтических микрофрустраций клиента представлена в свернутой,
имплицитной форме. Это означает, что среди клиент-центрированных терапевтов живет идея
недирективных, мягких терапевтических интервенций, обслуживающих эмпатическую сторону
контакта. Очевидно, что такая поддержка важна для коррекции расстройств психотического регистра.
Психотерапия же невротических расстройств в той или иной степени должна быть соотнесена с идеей
терапевтических фрустраций [Обсуждение этой идеи можно найти в книге Ф. Фаррелли и Ш. Брандсма
«Провокационная терапия» (Екатеринбург, 1996).], которая специально не подвергалась рефлексии в
рамках РСА.
Наконец, в концепции Роджерса практически отсутствует вертикальное (духовное) измерение:
«Бог умер, религия больше не говорит с человеком в современном мире» (Тиллих, Роджерс).
Духовность редуцируется к системе качественных межличностных отношений, «топя» Бога в
межличностном пространстве. «Я» стремится обрести свою истинность в межчеловеческих
отношениях, в «Я-Ты» связях. Сердечность и уважение, безусловно, важны, но могут стать
искусственной средой суррогатного общения, не знающей и не желающей знать реальность. На таком
конвенциональном уровне РСА может быть даже опасно для культуры. Теплота, сердечность и
безусловное уважение, свойственные подобным коммунам, вряд ли могут рассматриваться как
облигатные характеристики любого эффективного контакта. Во всяком случае, распространение этих
ценностей на школы бизнеса не дало ожидаемых результатов.
Необходимо упомянуть и о временных ограничениях PCA-терапии. В странах СНГ подавляющая
часть пациентов, «воспитанных» врачами соматического профиля, рассчитывает на традиционные 10
сеансов (10 уколов, 10 массажей, 10 ванн и т. п.). Сегодня актуальны краткосрочные формы терапии.
Кроме того, любые психологизированные формы терапии требуют психологизированных клиентов,
которых у нас в рамках общеполиклинической сети еще маловато. Поэтому психологизированная
психотерапия хорошо идет на семинарах для психологов, но может оказаться, и зачастую оказывается,
экологически невалидной. В этом смысле нам нужен собственный культурно-специфичный вариант
РСА.
Вышеописанная ситуация в РСА-движении позволяет ряду РСА-терапевтов говорить о кризисе
РСА. В связи с этим важно цивилизованно интернализировать РСА,
сделать его элементом культуры,
развивающим своих граждан.
Вопросы и задания
1. Опишите необходимые и достаточные условия психотерапевтического изменения клиента.
2. Каков патогенез неврозов в концепции К. Р. Роджерса?
3. Какие психотерапевтические механизмы актуализируются в клиент-центрированной
психотерапии?
4. Что является результатом клиент-центрированной психотерапии?
5. Что такое техника рефлексивных ответов?
6. Опишите технику эмпатических ответов.
7. Опишите технику терапевтической метафоры. Каковы функции метафоры в
психотерапевтическом процессе?
Hosted by uCoz