Navigation bar
  Print document Start Previous page
 286 of 325 
Next page End  

межличностные отношения, является трансфер.
Помимо этих моделирующих процессов «карта» мира формируется в зависимости от
организации системы языка, на котором говорит человек. [Так, например, разные языки содержат
разное количество понятий для описания свойств некоторых объектов. Классический пример: в языках
северных народностей качество снега характеризуется несколькими сотнями слов (разные градации
белизны, плотности, упругости, шероховатости, толщины и т. п.).] «Язык воспроизводит
действительность. Это следует понимать вполне буквально: действительность производится заново при
посредничестве языка. Тот, кто говорит, своей речью воскрешает событие и свой связанный с ним
опыт» (Бенвенист, с. 27).
Для восстановления связи «карты» мира с опытом Дж. Гриндер и Р. Бендлер предложили
метамодель [Слово «мета» пришло из древнегреческого языка и означает «выше» или «над», иногда
«на другом логическом уровне».] — набор лингвистических средств, направленных на восстановление
и прояснение смысла человеческой коммуникации.
По замыслу создателей, метамодель предназначена для того, чтобы научить слушающего
обращать внимание на форму коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно меняться, но
форма подачи информации дает слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы извлечь
из коммуникации весь смысл полностью. Поэтому метамодель может быть использована
психотерапевтом:
1) для сбора информации;
2) для выяснения значения;
3) для идентификации ограничений;
4) для обнаружения новых выборов.
В табл. 11.1 приводятся формы нарушений метамодели и примеры уточняющих и
корригирующих вопросов.
Таблица 11.1. Нарушения метамодели и примеры уточняющих и корригирующих вопросов
Формы нарушения
метамодели
Примеры речевых искажений
Примеры соответствующих
уточняющих и корригирующих
вопросов
Неспецифическое
существительное
Дети доставляют хлопоты.
Какие именно?
Неспецифический глагол
Переживаю, чувствую.
Как вы это чувствуете? Что
переживаете?
Утраченный преформатив
(оценка или суждение без
указания стандарта)
Я недостаточно хорошо это
сделал.
В сравнении с чем? Кто высказал
это суждение и на чем он
основывался, делая его?
Номинализация
(обозначение процесса
существительным)
Меня мучает моя плохая память.
Депрессия сводит меня с ума.
Перевод существительного в
глагол: что именно происходит, в
чем именно это выражается?
Модальный оператор
возможности
Я не могу...
Почему? Что произойдет, если вы
это сделаете? Что вам мешает?
Модальные операторы
необходимости
Я должен... Я не должен...
Почему? Что будет, если вы этого
не сделаете (все-таки сделаете)?
Универсальные
квантификаторы
(сверхобобщения)
Всегда... никогда
Действительно всегда? Неужели
никогда? Было ли когда-нибудь
время, когда...?
Комплексная
эквивалентность
Если он не... значит...
Как именно одно связано с другим?
Пресуппозиции
Он не заботится обо мне...
Что заставляет вас так считать?
Нарушение причинно-
следственных связей
Я бы рассталась с ним, но без меня
он погибнет...
Уточните, как одно вызывает
другое. Как можно избежать таких
последствий?
«Чтение мыслей»
(высказывания типа «дело
обстоит так» вместо
высказываний типа
Он не обращает на меня никакого
внимания...
Как вы это определили?
Hosted by uCoz