Navigation bar
  Print document Start Previous page
 299 of 325 
Next page End  

обосновании. Каждое объявление — это моментальная рамка для товара (например, вы пьете кофе этой
марки — значит, вы сексуальны; пользуетесь этим стиральным порошком — значит, вы заботитесь о
своей семье, и т. п.).] Обобщая, можно сказать, что в основе рефрейминга лежит различие между
намерением и поведением, тем, что человек делает, и тем, чего он на самом деле пытается при этом
достичь.
Часто то, что делает человек, не дает ему того, чего он хочет. Например, мать может постоянно
испытывать беспокойство о своем ребенке, ребенок же смотрит на этот способ проявления любви и
заботы о нем как на придирки и обидные выпады. Или мужчина может стремиться показывать свою
любовь к семье, долго работая и зарабатывая много денег, а его семья, возможно, хотела бы, чтобы он
больше времени проводил вместе с ними, пусть даже в ущерб заработной плате. Иногда поведение дает
человеку то, чего он хочет, но это не вполне согласуется с другими его «субличностями» (в НЛП их
принято называть более обезличенным термином —
«часть личности»).
Например, подчиненный
может льстить и шутить со своим начальником, чтобы получить повышение, а затем ненавидеть себя за
это. Порой человек и вовсе не знает, чего он пытается достичь с помощью определенного поведения, и
тогда это вызывает чувство досады.
Теоретики НЛП исходят из того, что за каждым поведением всегда скрывается позитивное
намерение. Все, что ни делает человек, преследует некоторую цель, только эта цель может быть
неадекватной или устаревшей. При этом некоторые типы поведения (например, курение или
употребление алкоголя «для расслабления») достигают противоположных результатов. Исходя из этого,
избавление от нежелательного поведения не может лежать только в сфере волевых усилий. Мало того,
решительные меры чаще всего приводят только к настойчивому возобновлению этого поведения, так
как своими действиями человек обращает на него внимание и тем самым придает ему дополнительную
энергию. Поэтому в психотерапии важно найти альтернативный, лучший способ удовлетворения
намерения, который при этом был бы созвучен другим частям личности.
Формальный процесс шестишагового рефрейминга нацелен на прекращение нежелательного
поведения путем предоставления лучших вариантов поведения (сохраняя, таким образом,
преимущества старого поведения). Заметим, что литература по НЛП представляет шестишаговый
рефрейминг и как технику психотерапии, и как метод личностного роста.
1. Первый шаг определение поведения или реакции, подлежащих изменению.
Эта часть личности обычно проявляется в форме заявлений: «Я хочу сделать..., но что-то меня
останавливает» или «Я не хочу этого делать, но в конце концов я все-таки это делаю». При этом
последователи НЛП утверждают, что психотерапевту нет необходимости знать действительное
проблемное поведение.
2. Второй шаг установление коммуникации с частью личности, ответственной за данное
«проблемное» поведение.
Для этого психотерапевт просит клиента обратиться к себе и спросить: «Хочет ли часть
личность, ответственная за "проблемное" поведение, общаться со мной?», при этом необходимо быть
предельно внимательным ко всем своим внутренним каналам восприятия: картинкам, звукам и
ощущениям. Сигнал от проблемной части личности первоначально бывает очень слабым и напоминает
«но» в предложении «Да, но...». Очень важно, чтобы клиент не пытался угадать или придумать такой
сигнал. Для проверки терапевт просит клиента попробовать воспроизвести полученный сигнал как
можно точнее. Если клиент может это сделать, его снова просят проделать ту же самую процедуру до
тех пор, пока он не получит сигнал, который не сможет произвольно контролировать. [Это связано с
тем, что в НЛП проблемные части личности считаются не поддающимися произвольному управлению.
Все, что находится под контролем сознания, может быть остановлено волевым усилием.
Непроизвольные сигналы возникают тогда, когда части личности вступают в конфликт друг с другом
(например, сосущее ощущение под ложечкой, незаметные изменения мимики, тона голоса и т. п.).]
Как только сигнал определен, его следует превратить в дихотомический сигнал по принципу
«да/нет». Например, клиент может попросить часть личности повысить интенсивность сигнала, если это
ответ «да», и ослабить, если это ответ «нет». Тут также важно проверить полученную дихотомию на
предмет того, насколько реально она отражает взаимодействие с частью личности, а не желания и
фантазии клиента.
3. Третий шаг отделение позитивного намерения от поведения.
Прежде всего клиента просят поблагодарить «проблемную» часть личности за сотрудничество.
Затем он должен опять обратиться к себе и спросить: «Хочет ли "проблемная" часть личности дать мне
понять, что она пытается сделать?» Если ответ — «да», клиента просят подумать о том, хочет ли он на
Hosted by uCoz