Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 325 
Next page End  

определенных линий сюжета, связанного с развитием личности пациента, конфликтными ситуациями,
которые тот когда-то пережил, и субъективным переживанием, и специфика этого прослеживания
показывает отличительные черты его аналитической теории и его подхода... мы, следовательно, можем
говорить о том, что аналитическая интерпретация далека от раскапывания и восстановления старых,
давно забытых событий как таковых, имевших место в прошлом, она создает и развивает новые живые,
вербализируемые и вербализированные версии изложения этих событий. Только в таком случае эти
новые версии могут занять прочное место в непрерывной, убедительной, связной и современной
психоаналитической истории жизни пациента».
Д. Спенс отмечает, что истинность интерпретации или реконструкции никогда не может быть
известна. Психотерапевт в психодинамической терапии конструирует «историю», которая
удовлетворяет определенным эстетическим и прагматическим критериям, и интерпретирует ее в рамках
повествовательной традиции, в которой важными аспектами являются связность, последовательность и
способность убеждать рассказчика. Вместо исторической истины выступает истина повествовательная,
которая создает способ понимания и объяснения фактов прошлого и дает внешнюю уверенность,
заменяющую истинные знания, недоступные для психотерапевта.
Инсайт
Понятие инсайта широко используется не только в психодинамической терапии, но и в других
видах психотерапии, а также в психологии и психиатрии в целом. На ранних этапах развития
психоанализа под ним имелось в виду только эмоциональное отреагирование терапевта. С переходом к
теории влечений термин «инсайт» стал обозначать понимание психотерапевтом материала, получаемого
от клиента. Постепенное осознание необходимости анализировать перенос и трансферентные
сопротивления привело к пониманию важности эмоционального контекста, на фоне которого и
происходит понимание пациентом своих проблем. Однако большинство психоаналитиков считают, что
интеллектуального понимания причин проблем недостаточно для успеха терапии, иначе, как отмечают
Дж. Сандлер, К. Дэр и А. Холдер, «пациента можно было бы излечить, предоставив ему учебник по
психоанализу». С точки зрения психодинамической терапии прежде всего необходимо определенное
эмоциональное переживание, аккомпанирующее интеллектуальному пониманию.
Несмотря на констатацию того что «интеллектуальные» элементы в инсайте сами по себе
неэффективны, в последнее время все большая роль в порождении инсайта отводится когнитивным
процессам. Так, Дж. Барнетт замечает, что «знание действительно становится инсайтом только тогда,
когда сопровождается значительными изменениями в психической деятельности пациента и способах
организации опыта. Наш интерес к инсайту должен сдвинуться в направлении перестройки и
переструктурирования познавательной деятельности пациента как моста между инсайтом и
терапевтическими изменениями».
Одновременно с признанием когнитивных аспектов инсайта стал разрабатываться вопрос о
способности к инсайту. Детский психоаналитик X. Кеннеди описал изменения в способностях к
инсайту, происходящих на протяжении жизни, начиная от ребенка дошкольного возраста до отрочества
и взрослого возраста. Эти способности развиваются «от случайных осознаний ребенком состояния
удовольствия и боли к сознательному и объективному самонаблюдению взрослого с интрапсихическим
фокусом, который, вместе с интегративными функциями Эго, включает инсайт в полезные психические
контексты».
А. Фрейд писала о развитии способности к инсайту в детстве и рассматривала вопрос о наличии
и отсутствии этой способности как факторов нормального развития. Она пришла к выводу, что для
ребенка, не развившего адекватного инсайта, «второй шанс» в этом отношении дает юность.
В связи с признанием важности инсайта в развитии личности П. Грей пишет о том, что каждая
новая ступень инсайта, достигаемая пациентом, «сопровождается важным, приобретаемым на опыте
инсайтом, что Эго взрослого действительно способно сознательно, силой воли справляться с
ограничениями и разрядкой инстинктивных проявлений жизни... Этот аспект терапевтического
действия есть форма познания своей способности управлять силами Эго с помощью опыта автономного
постепенного контроля над импульсами, подлежащими коррекции». Он замечает, что «в
соответствующие моменты, используя необходимые слова, я приглашаю пациента принять участие в
наблюдении за тем, что происходит».
Значение образования у анализируемого «идеала инсайта» подчеркивается X. Блюмом:
«Психоаналитический инсайт в бессознательные процессы и содержания включает в себя постепенную
Hosted by uCoz