Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 325 
Next page End  

основные направления течения и способы выражения мыслей и чувств, а также те защитные
механизмы, которые препятствуют их свободному выражению. Помимо этого терапевт внимательно
наблюдает и за невербальным планом коммуникации, отмечая все моменты ее инконгруэнтности, т. е.
несовпадения того, о чем говорится, с тем, как это говорится. Идентифицируемые отклонения в
направлении течения мыслей, механизмы психологической защиты пациента и проявления
инконгруэнтности рассматриваются как действие «сопротивления». Понимание механизма
сопротивления приводит к возникновению трансфера — процесса, посредством которого
бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений,
установившихся с этими объектами.
Переход к пассивной манере поведения позволяет терапевту передать пациенту часть
ответственности за проводимую работу и выработать ее правильный внутренний темпоритм. Благодаря
этому пациент чувствует, что терапевт не только занимается своей профессиональной деятельностью,
но и понимает и принимает его уникальность, следуя за ним по мере его готовности к работе и уважая
его усилия лучше понять себя, несмотря на возможную боль.
Приведем пример, демонстрирующий важность умения следовать за процессами,
происходящими в пациенте, а не руководить ими. Психотерапевт по просьбе коллеги стал работать с
пациенткой Е., до этого в течение нескольких месяцев проходившей психотерапию у этого коллеги по
поводу приступов сильного удушья, возникавших, как только она оказывалась в метро. На одной из
первых сессий, вдохновленный своими наблюдениями, а также используя материалы, переданные
коллегой, он сделал довольно быструю интерпретацию, смысл которой сводился к тому, что
симптоматика пациентки является символическим выражением ее интрапсихического конфликта,
связанного с неудовлетворенностью мужем и желанием завести любовника, с одной стороны, и
строгими моральными устоями — с другой. Несмотря на то что для подобного объяснения были
основания, такие выводы вызвали у пациентки вначале взрыв негодования и желание немедленно
прервать терапию, а затем идеи самообвинения и утяжеление психологического состояния в форме
депрессии.
Однако, как и в любой другой психотерапевтической технике, в пассивной манере поведения
терапевта не должно быть крайностей, так как многие трудности психодинамической терапии пациент
способен переносить лишь при условии проявления заинтересованности и поддержки со стороны
терапевта. Его «пассивность» должна служить только одной цели — созданию такой атмосферы
психологической безопасности, которая позволила бы пациенту осознать свои глубоко скрытые
желания и конфликты.
За счет того, что все, что рассказывает пациент, воспринимается терапевтом с пониманием, без
осуждения или критики, пациент приобретает возможность думать менее организованным и менее
структурированным образом, открывая доступ к бессознательным чувствам, мыслям и фантазиям. Со
временем психотерапевтический кабинет становится своеобразной лабораторией, в которой пациент
может подробно исследовать свои чувства, мысли и фантазии, свой опыт по отношению к другим
людям (на наглядном примере отношений с терапевтом), находясь при этом в атмосфере полной
безопасности, гарантированной ему терапевтическим альянсом. Особенно важно это для тех мыслей,
чувств и фантазий, с которыми он раньше боялся сталкиваться (агрессия, сексуальные переживания,
идеи собственной ничтожности и т. п.).
Одной из распространенных реакций пациента на пассивную манеру поведения терапевта
является чувство разочарования. Эта реакция возникает из-за отсутствия быстрых внешних результатов,
снижения эмоциональной поддержки (по сравнению с первичным интервью и этапом информирования),
необходимости принятия пациентом ответственности на себя, а также исчезновения инфантильных
ожиданий и фантазий по поводу «магического» могущества терапевта. При этом у пациента обычно
пробуждаются воспоминания об аналогичных ситуациях в прошлом, когда к нему предъявлялись
требования принять на себя определенную меру ответственности (например, начало обучения в школе).
Подобная реакция пациента позволяет терапевту лучше объяснить ему механизм действия
терапии. Появление в процессе терапии чувств, которые пациент испытывал в далеком прошлом,
приводит его к первым столкновению с содержанием собственного бессознательного и попыткам
прореагировать на это как-то иначе, чем он привык.
Пациентка З., 24 лет, обратилась к психотерапевту по поводу пониженного настроения и
эмоциональной неуравновешенности, возникших вскоре после расставания с молодым человеком, с
которым она встречалась 7 лет. В начале четвертой сессии она сообщила терапевту о чувстве тревоги,
возникшем у нее вследствие мыслей о том, что в процессе терапии «что-то идет не так», а если быть
Hosted by uCoz