Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 325 
Next page End  

степени, чем личности невротического и психотического уровня, общаются посредством мощного и
невербализированного переноса восприятий. Даже если они свободно ведут беседу в процессе терапии,
наиболее важные сообщения, которые они посылают, часто заключены не в их словах, а в «фоне» их
эмоционального состояния. Интуитивные, эмоциональные и образные реакции психотерапевта,
возникающие при общении с пограничным пациентом, нередко могут дать больше материала
относительно того, что происходит между ними, чем конструктивная рефлексия общения с пациентом
или поиск ответа в теории.
Когда терапевт внезапно чувствует усталость, гнев, панику или же его переполняют сексуальные
желания, вероятно, происходит нечто, что бессознательно возбуждается пациентом и сообщает какую-
либо важную информацию о его внутреннем состоянии.
Например, пациентка Е. раздраженно рассказывала о грубом и жестоком поведении по
отношению к ней ее очередного сексуального партнера. Во время этого рассказа терапевт заметил, что у
него постоянно возникает фантазия о собственной незначительности в этом диалоге и о желании грубо
прервать этот агрессивный поток слов с риском вызвать еще более бурную эмоциональную реакцию.
После некоторой внутренней проверки своих чувств терапевт пришел к выводу, что они связаны с
проекцией отщепленной неосознаваемой части личности пациентки. Поэтому он сказал: «Я вижу, что
вы сильно обижены и злитесь, по мне кажется, вы в то же время чувствуете себя незначительной и
стремитесь любым способом привлечь к себе внимание».
Однако использование контрпереноса в качестве источника информации может сыграть с
терапевтом злую шутку, поэтому к нему надо относиться внимательно. Далеко не все мысли и чувства,
возникающие у терапевта в ходе работы с пограничным пациентом, вызваны пациентом. В худших
случаях психотерапевты даже могут причинить вред, ориентируясь на интеллектуальные защиты,
облеченные в форму концепций проективной идентификации или наведенного контрпереноса.
Многочисленные клинические данные свидетельствуют, что контрперенос, как и перенос, всегда
представляет собой смесь генерированного изнутри и стимулированного извне материала, иногда со
смещением в одну сторону, иногда — в другую. В связи с этим психотерапевты должны осознавать
свою собственную динамику и нести эмоциональную ответственность за свои реакции, даже если они
вызываются пациентом. Те интерпретации, в надежности которых терапевт уверен, должны
предлагаться в такой форме, чтобы пациент мог согласиться с наличием самой проблемы, — даже если
объяснение покажется ему ложным.
Краткосрочная психодинамическая терапия
Психодинамическая терапия может быть как длительной, так и краткосрочной. Длительное
лечение, как отмечают Р. Урсано, С. Зонненберг и С. Лазар, «по сути дела, не имеет фиксированного
конца» (Урсано, Зонненберг, Лазар, с. 123), дату окончания трудно установить в начале
терапевтического процесса. По отношению к нему можно сказать, что его продолжительность зависит
от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе терапии.
Краткий курс психодинамической терапии призван внести поведенческие изменения, связанные
с проработкой какой-либо определенной области внутреннего конфликта. Он отличается от
долговременного курса психодинамической терапии временными рамками прохождения такого лечения
(от 6 до 20 сессий). Ограниченное время придает этому виду психотерапии свою специфику,
проявляющуюся в особенностях целей лечения, отборе пациентов и технических приемах.
Краткосрочная психотерапия занимается преимущественно относительно «свежими»
психодинамическими конфликтами, тормозящими или искажающими личностный рост клиента. В то
время как долговременная психотерапия обращается к прошлому пациента, краткосрочная терапия
целиком полагается на те конфликты, которые стали критичными для жизни пациента именно сейчас.
При этом краткосрочная психодинамическая терапия опирается на способности самого пациента к
применению навыков, полученных в психотерапии, в повседневной жизни.
Первоначальные психоаналитические курсы Фрейда были весьма краткими и длились от 3 до 6
месяцев, но с течением времени психодинамическая терапия стала значительно более длительной
процедурой. Впервые краткосрочный вариант психодинамической терапии разработал Франц
Александер, а окончательно ее принципы были выработаны Дэвидом Маланом, Питером Сифнеосом,
Джеймсом Манном и Хабибом Даванлоо. Концепции этих авторов несколько различаются, но ниже
будут описаны общие принципы, единые для всех моделей.
Говоря об отборе пациентов для краткосрочной психодинамической терапии, отметим, что
Hosted by uCoz