Navigation bar
  Print document Start Previous page
 191 of 298 
Next page End  

неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в частности, связанные с избеганием
субъективно сложных ситуаций; 3) развить формы поведения, связанные с поддержкой,
взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью; 4)
закрепить
новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной
адаптации и функционированию вне группы; 5) выработать и закрепить адекватные формы поведения и
реагирования на основании достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
Необходимо подчеркнуть, что психотерапевтический процесс в группе, несмотря на
доминирующую интеракционную ориентацию, не ограничивается только актуальной ситуацией «здесь
и теперь». Адекватная коррекция нарушенных отношений личности может быть осуществлена
пациентом лишь в том случае, если весь комплекс психологических особенностей, проявляющихся в
процессе группового взаимодействия, соотносится с его реальной ситуацией вне группы, позволяет
реконструировать особенности взаимодействия в ситуациях «там и тогда». Именно закономерная
повторяемость, стереотипность конфликтных ситуаций, особенностей поведения и эмоционального
реагирования в группе и вне ее, в реальной жизни делает для пациента более наглядным и
убедительным содержание обратной связи, способствует созданию устойчивой мотивации к коррекции
собственных отношений. Важное значение для формирования такой мотивации и собственно процесса
коррекции отношений имеет не только «изучение» самого себя, но и «изучение» других, осознание
неслучайного характера поведенческих и эмоциональных реакций других членов группы. Пациент
учится лучше понимать других людей, особенности и мотивы их поведения, зачастую присущую
человеческому поведению противоречивость и за счет этого понимания и переживания корригирует
свои способы эмоционального реагирования в отношении окружающих. Это является чрезвычайно
важным моментом для больных неврозами, так как под влиянием более адекватного и реалистичного
понимания других начинает разрушаться их эгоцентризм, своего рода максимализм в отношениях с
окружающими, межличностное общение становится более эмпатическим, гибким, адекватным и
эффективным.
Чрезвычайно важным является вопрос, какие феномены, возникающие в группе, способствуют
решению психотерапевтических задач и могут рассматриваться как факторы и механизмы лечебного
действия. В качестве основного механизма лечебного действия групповой психотерапии
рассматривается обратная связь или конфронтация участников группы со своими проблемами и своим
поведением. Изучение представлений пациентов о факторах, влияющих на успешность лечения,
свидетельствует, что чаще всего ими отмечается следующее: познание самого себя и принятие нового
«Я»; информация о себе в восприятии других; познание других людей, ощущение близости с ними,
понимание и принятие других; возможность говорить о себе, открыто выражать свои чувства и
научиться их понимать; взросление, рост чувства ответственности; осознание потребности в контактах,
повышение уверенности в общении и степени удовлетворенности им. Очевидно, что в отчетах
пациентов речь
идет о становлении более адекватного самопонимания, повышении ценности
собственного «Я» и влиянии этого процесса на взаимоотношения с окружающими.
Сопоставление представлений психотерапевтов и пациентов о факторах и механизмах лечебного
действия свидетельствует, что первые указывают на собственно групповые феномены, вторые — на
внутриличностную динамику, имеющую важное значение для редукции психопатологических
расстройств. По-видимому, механизмы групповой психотерапии могут рассматриваться на двух
уровнях, в двух плоскостях. Первый уровень отражает межличностные механизмы, те специфические
особенности, которые создает группа для реализации психотерапевтических задач; второй уровень
связан с внутриличностной динамикой, с процессом личностной перестройки в ходе групповой
психотерапии. Безусловно, этот индивидуально-психологический, внутриличностныи механизм
существует и в групповой, и в индивидуальной психотерапии, однако наличие межличностных
механизмов интенсифицирует внутриличностную динамику главным образом за счет более полного и
разнопланового содержания обратной связи, что определяет своеобразие этой динамики в процессе
групповой психотерапии.
В качестве основных межличностных механизмов психологической коррекции в процессе
групповой психотерапии могут рассматриваться две категории, в которые целесообразно объединить
все формы межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, обладающих наиболее
выраженным психотерапевтическим потенциалом: 1) предоставление эмоциональной поддержки; 2)
собственно направленное психологическое воздействие, или конфронтация, осуществляемая
посредством обратной связи.
Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его группой, признание его ценности
Hosted by uCoz