Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 298 
Next page End  

И.Т. Фролов пишет, что «в отличие от всех других живых существ, которые лишь биологически
приспосабливаются к среде путем фенотипических и генотипических изменений в ходе адаптациогенеза
под контролем естественного отбора, человек, оставаясь практически неизменным в генотипически-
видовом отношении, социально адаптируется к среде путем ее преобразования...». /38- С.84/ Это
подтверждает позицию А.И. Опарина (1959), подчеркивавшего, что развитие человека происходит не
путем биологической эволюции отдельных людей, а путем совершенствования социальной формы
движения материи. Он замечает, в частности, что было бы неверно представлять человека в будущем «в
каком-то необычном биологическом совершенстве, в том, что у него вырастет голова размером с
пивной котел или вообще он по своему уму превратится в какого-то сверхчеловека». /39- С.583/
Социальная среда, опираясь на биологические особенности человека, формирует его сознание,
определяет социально-психологическое своеобразие, создает неповторимые личностные особенности.
Личность человека всегда носит целостный характер, отражающий, по словам Д.Н. Узнадзе (1966),
«упорядоченное единство» всех биологических и психологических функций. Он отмечал, в частности,
что в активные отношения с действительностью вступает непосредственно сам субъект, а не отдельные
акты его психической деятельности. Исходя из этого положения, Д.Н. Узнадзе подчеркивал, что
психология как наука должна исходить не из понятия отдельных психических процессов. А.Н. Леонтьев
(1971) развивает эту точку зрения с несколько иной стороны, говоря о личности человека как об
«особом целом», формирующемся только у человека и представляющем собой «относительно поздний
продукт общественно-исторического и онтогенетического развития. Человек рождается в качестве
индивида, имеющего те или иные особенности, но он не рождается личностью». /40- С.202/ В этой связи
А.Н.
Леонтьев подчеркивает, что мы говорим об индивидуальных особенностях животного или
новорожденного ребенка, но не говорим о личности животного или младенца. «...Разгадка
психологической проблемы личности лежит не непосредственно в совокупности свойств человека как
индивида (т.е. в биологической базе, обеспечивающей, по нашим представлениям, лишь одну из основ
барьера психической адаптации) и не непосредственно во внешних условиях... самих по себе, а в том,
как складывается бытие человека в обществе» /40/ (т.е. в системе социально-психологических
контактов, обеспечивающей другую основу барьера психологической адаптации).
Нам представляется, что использование идеи о барьере психической адаптации и составляющих
его механизмах может содействовать более четкому интегрированному представлению о психической
деятельности. Именно в барьере психической адаптации как бы сосредоточиваются все потенциальные
возможности адекватной и целенаправленной психической деятельности.
Барьер психической адаптации динамичен, он определяет грань «порядка» и «беспорядка» в
системной деятельности. Функциональные возможности адаптационного барьера под влиянием
биологических и социальных факторов, образно говоря, постоянно разрушаются и вновь создаются.
При состоянии психического напряжения, обусловленном самыми разнообразными причинами
(в первую очередь объективной смысловой значимостью воздействующих на человека природных и
социальных факторов), происходит приближение барьера адаптированного психического реагирования
к индивидуальной критической величине. При этом человек использует все резервные возможности и
может осуществлять особенно сложную деятельность, полностью предвидя и контролируя свои
поступки и не испытывая тревоги, страха и растерянности, препятствующих адекватному поведению.
Односторонние суждения о стрессовых влияниях как безусловно отрицательных факторах, по-
видимому, неверны. Под влиянием усиленных нагрузок постепенно формируются более расширенные
возможности индивидуального барьера психической адаптации. Можно допустить, что
функциональные возможности психической деятельности человека не расширялись бы без
экстремальных воздействий и обязательного в этих случаях эмоционального напряжения. Как все
другие системы и органы требуют для своего развития тренировок, так и эмоционально-стрессовые
реакции в какой-то мере и до определенного предела закаляют человека, создают для его
жизневоспитания и деятельности новые условия. Напротив, отсутствие периодов напряженной
психической активности ведет к снижению пластических возможностей человека преодолевать
возникающие в жизни трудности. В тех условиях, когда стрессовые реакции относительно
кратковременны и не сопровождаются стабильными психопатологическими или психосоматическими
проявлениями, их оценка в качестве единственного патогенного начала тех или иных заболеваний
может быть весьма условной.
Длительное и особенно резкое напряжение функциональной активности барьера психической
адаптации приводит, как правило, к его перенапряжению. Это проявляется в виде так называемых
преневротических состояний, выражающихся лишь в отдельных и незначительных (наиболее легких)
Hosted by uCoz