Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 298 
Next page End  

расспроса больных, то экспериментальный метод в патопсихологии позволяет отделить причину того
или иного явления от условий и дает возможность последовательно перейти от описания феноменов к
анализу причин и механизмов симптомообразования. Причинно-следственные отношения в
психопатологии не являются простыми, однозначными, и именно в процессе психологического
эксперимента эти связи становятся более очевидными. Экспериментальный анализ каждого симптома в
условиях психологического исследования позволяет обнаружить те условия, в которых этот симптом
усиливается, ослабляется или меняется качественно.
В связи с тем что экспериментально-психологические методы оказались незаменимым
подспорьем в оценке различных функций интеллекта — памяти, внимания, логического мышления,
ассоциативных процессов, способности к обобщению, а также при изучении эмоционально-волевой
сферы («уровень притязаний», «выбор ценностей», «самооценка»), они получили широкое
распространение в клинической практике в качестве тонкого и достаточно объективного инструмента,
позволяющего уточнять особенности психопатологического процесса, глубину психических нарушений
и нарастающего личностного дефекта.
Однако в клинике пограничных психических расстройств психологические и особенно
психодиагностические исследования необходимы не только как один из параклинических,
вспомогательных методов, используемых для уточнения диагноза и учета эффективности проведенного
лечения. Эти исследования приобретают характер глубокого многоуровневого изучения личностных
свойств больного и его эмоционального состояния.
Психодиагностика представляет собой широкий спектр психологических тестов, направленных
на исследование личностных свойств — эмоциональных особенностей, мотивации, интеллекта, стиля
поведения, иерархии ценностей, социальной направленности индивида. Эти тесты отличает
формализованный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и стандартизация этих
оценок в соответствии с нормативами определенной популяции. Психодиагностические методы широко
используются в прикладных аспектах (дифференциальная диагностика, практическое
консультирование, психотерапия), при этом реализуется тот специфический подход к изучению
человека, который выявляет «диагностику состояния, свойств и возможностей» индивида. Это
позволяет дифференцировать практическую работу «с каждым конкретным человеком в целях его
воспитания и обучения, профилактики и лечения» (Ананьев Б.Г., 1980). Следует подчеркнуть, что
психодиагностика весьма эффективно используется также в качестве тонкого психологического
инструмента в научно-исследовательской работе как психологов, так и клиницистов разнообразных
специализаций.
Ни в коей мере не подменяя клинического (психиатрического) диагноза, психодиагностика
позволяет раскрыть массив «айсберга» внутриличностных проблем больного, лишь верхушка которого
находится в поле зрения врача. То, что раскрывается в результате психодиагностического исследования,
является сочетанием генетически заданной предиспозиции, конституционально обусловленного типа
реагирования, свойств характера, оценки степени личностной зрелости, особенностей социально-
психологических проблем и связи актуального состояния больного с психотравмирующими факторами,
в числе которых нередко оказываются сложные межличностные отношения. Если эти аспекты не
учитываются, то вряд ли может быть успешным лечение больного. Именно с помощью
психодиагностических методов можно более полно подойти к реализации принципа «лечить не болезнь,
а больного». Целостный подход, при котором биологические и социальные факторы рассматриваются в
единстве, предполагает изучение психогенного воздействия как этиопатогенетического фактора. При
этом он не может рассматриваться только с точки зрения тяжести и длительности психогении.
Объективно сильное психогенное влияние при равных условиях лишь у некоторых личностей приводит
к неврозу. Это свидетельствует о важности такого фактора, как конституциональная предиспозиция и
разная степень чувствительности к различным воздействиям. Значимость психогенных факторов
варьирует у разных личностей в зависимости от иерархии ценностей и социальной направленности
каждого человека.
Психодиагностические методы в процессе исследования с помощью разного по форме и
содержанию стимульного материала опосредованно на основании чаще косвенных, чем прямых,
признаков позволяют очертить целостный образ личности человека. Тесты, направленные на изучение
структуры интеллекта, и методы, ориентированные на выявление эмоционально-личностных
особенностей, в основном направлены на целостное восприятие личности обследуемого и оценку
состояния или стрессоустойчивости.
В русле медико-профилактического направления, ориентированного на изучение контингента
Hosted by uCoz