Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 298 
Next page End  

нормы в целях выявления «зоны риска», методы психологического исследования служат важным
подспорьем в работе социогигиенистов, осуществляющих контроль за здоровьем разных групп
населения. Значительный интерес и большую общественную важность представляют также
исследования невротических реакций и избыточной эмоциональной напряженности, развивающихся в
кризисных ситуациях. Здесь не только важна дифференцированная оценка степени выраженности
психической дезадаптации, но и необходимы критерии, имеющие прогностическую ценность в целях
предикции поведения людей в экстремальных ситуациях.
В связи со сказанным можно считать, что в настоящее время имеется необходимость разработки
такого индивидуально-типологического подхода к психодиагностическим исследованиям, который был
бы понятен и феноменологически близок категориально-понятийному арсеналу как врачей-
клиницистов, так и психологов. При этом важно подчеркнуть, что в связи с все возрастающими
масштабами обследования и потребности использования в медицине компьютерной техники с
тенденцией к накоплению базы данных становится очевидным, что необходима определенная
формализация психодиагностических признаков. Это позволяет разрабатывать алгоритм для
психодиагностических программ ЭВМ, а также выявлять сравнимые результаты разных уровней
исследования больного — клинического, психологического и психофизиологического — как в статике,
так и в динамике.
Внедрение компьютеров в психодиагностику в принципе снимает противоречие между клинико-
психологическим методом, родственным ему патопсихологическим экспериментом, с одной стороны, и
тестовым методом психодиагностики, с другой, сохраняя в то же время все достоинства тестового
подхода: объективность, меньшую зависимость от субъективных особенностей экспериментатора,
надежность и аккумуляцию коллективного профессионального опыта клинических психологов»
(Вассерман Л.И. и др., 1997).
Психодиагностические методы успешно разрабатывались в нашей стране в начале века в
контексте научных концепций А.О. Лазурского (1911), С.Л. Рубинштейна (1935) и многих других, чьи
имена неоправданно забыты. Некоторые из этих методов с конца 60-х возвращаются из-за рубежа.
Прежде чем принять их на вооружение, отечественные психологи много поработали над их адаптацией,
ревалидизацией и рестандартизацией, доказательством чего служат их многочисленные работы.
Сравнительный анализ феноменологических аспектов разных психодиагностических методов
показал неоднозначность понимания сути многих психологических терминов, а также принципиальные
различия у разных авторов в построении системы факторов, охватывающих те или иные аспекты
личности. Это связано, в частности, с тем, что нет единой типологической классификации, которая шла
бы не от эмпирического опыта психиатров или физиологов, а базировалась бы на психологическом
подходе, идущем не от патологии, а от нормы.
На основании многолетнего опыта применения психодиагностических методов и данных,
полученных при изучении разных по возрасту, полу и профессиональной занятости лиц психической
нормы, разработана ортогональная система признаков (Собчик Л.Н., 1985—1990), которая охватывает
фактически все разнообразие типологических вариантов, наблюдаемых у человека. В ее основе лежат
такие полярные свойства, как тревожность и агрессивность, интроверсия и экстраверсия, а между этими
основными устойчивыми индивидуально-личностными свойствами размещаются другие —
промежуточные, дополнительные характеристики: эмоциональная лабильность — ригидность,
сенситивность — спонтанность. Такой подход позволяет оценить и отразить не только типологическую
принадлежность индивида, но и степень его адаптированности (рис. 9). Помимо индивидуально-
личностных характеристик, расположенных по периметру окружности и противопоставленных друг
другу по принципу полярности, центробежно-центростремительное направление каждого параметра
позволяет в условных единицах измерять степень гармоничности и уровень дезадаптации личности.
Наряду с ведущими типологическими тенденциями выделены также вторичные, производные от них:
оптимистичность — пессимистичность, пассивность — активность, конформность — неконформность,
боязливость — педантичность.
Hosted by uCoz