Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 321 
Next page End  

by the pairs of opposites, such as pain and pleasure». /49/] Комментатор Куллука приводит далее такие пары
противоположностей: желание и гнев, любовь и ненависть, голод и жажда, забота и мечта, честь и
позор. «Этот мир обречен на постоянное страдание от пар противоположностей» [Ramayana II, 84,20]. И
вот, существенная этическая задача заключается в том, чтобы не позволять противоположностям
оказывать влияние на себя (nirdvandva = свобода, не затронутая противоположностями), но возвышаться
над ними, ибо освобождение от противоположностей ведет к спасению.
Ниже привожу целый ряд подтверждений:
1. Из книги Ману [Manava-Dharmacastra VI, 80 f.1.c.]: «Когда он, в силу установки своего чувства,
станет равнодушным ко всем объектам, тогда он достигнет вечного блаженства, как в этом мире, так и
после смерти. Кто таким образом понемногу отрешится от всех условий и освободит себя от всех пар
противоположностей, тот покоится в Браме».
2. Известное Наставление Кришны [Бхагавадгита II]:
«Веды ссылаются на три гуны [Качества, или факторы, или составные части мира.]; ты же, о
Арджуна, будь равнодушен к трем гунам, будь равнодушен к противоположностям (nirdvandva), будь
неизменно стойким в духе».
3. В Йогасутре, приписываемой Патанджали, говорится /50-
Bd.1. Teil 3. S.511 ff/: «Тогда (в
глубочайшем погружении, samadhi) наступает недосягаемость для противоположностей». [Йога, как
известно, есть система упражнений для достижения высшего, освобожденного состояния.]
4. О знающем [Kaushitaki-Upanishad 1,
4]: «Там он сбрасывает добрые и недобрые дела, и тогда
знакомые его, расположенные к нему, перенимают его добрые дела, а нерасположенные к нему
перенимают его злые дела; подобно тому как быстро катящийся на колеснице смотрит вниз на колеса,
так он смотрит вниз на смену дня и ночи, на добрые и злые дела и на все противоположности; он же,
свободный как от добрых, так и от злых дел, ведающий Браму, вступает в лоно Брамы».
5. (К погружению призван) «тот, кто превозмогает алчность и гнев, привязанность к миру и
чувственное наслаждение; кто освобождается от противоположностей, кто отказывается от чувства
своего „я“ (то есть от себялюбия), кто свободен от надежды». [Tejobindu-Upanishad 3]
6. Панду, пожелавший стать отшельником, говорит: «Весь покрытый пылью, ютясь под открытым
небом, я буду жить у корней дерева, отказавшись от всего, от милого и немилого, не испытывая ни горя,
ни радости, одинаково принимая хулу и похвалу, не питая надежды, не оказывая никому почтения, —
свободный от противоположностей и от всякого имущества». [Махабхарата I, 119, 8 f]
7. «Кто всегда остается верным себе — в жизни и в смерти, в счастье и в несчастье, в
приобретении и в утрате, в любви и в ненависти, — тот будет спасен. Кто ничего не домогается и
ничего не считает ничтожным, кто свободен от противоположностей (nirdvandva), чья душа не знает
страстей, тот совершенно спасен».
«Кто не делает ни добра, ни зла и отрешается от накопленного в прежнем существовании
сокровища (добрых и злых) деяний; чья душа успокаивается, когда угасают телесные элементы, кто
поддерживает свою свободу от противоположностей, тот будет спасен». [Махабхарата XIV, 19, 4 ff]
8. «Целые тысячи лет я наслаждался чувственными вещами, а между тем все снова возникает во
мне вожделение к ним. Поэтому я откажусь от них и направлю дух мой на Браму; равнодушный к
противоположностям (nirdvandva) и свободный от чувства своего „я“, я хочу рыскать повсюду вместе с
диким зверем». [Bhagavata-Purana IX, 19, 18 f. «После того как он отбросит немолчание и молчание, он
станет Браманом». Brihadaranyaka-Upanishad 3, 5]
9. «Щадя все создания, ведя аскетическую жизнь, через самопреодоление и отсутствие желаний,
через обеты и беспорочную жизнь, через спокойствие духа и перенесение противоположностей —
человек приобщается блаженству в бескачественном Браме». [Bhagavata-Purana IV, 22, 24]
10. «Тот, кто свободен от превозношения и ослепления, кто преодолел греховность
привязанности к чему-нибудь, кто пребывает верным высочайшему Атману, чьи желания гасли, кто
остается неприкосновенным для противоположностей наслаждения и страдания, — все они, свободные
от ослепления, достигнут сего непреходящего лона». [Garuda-Purana 16, 110]
Как это видно из вышеприведенных цитат [Я обязан знанием этих, отчасти недоступных для
меня цитат (¹193,201-205) любезному содействию специалиста-санскритолога, д-ра Аббега в Цюрихе.],
речь идет за прежде всего о крайних противоположностях, как жар и холод, в которых не следует
Hosted by uCoz