Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 321 
Next page End  

поклонения, источник премудрости и обновления.
Наиболее сжатую и наглядную форму такого характерного перехода от служения женщине к
служению души мы находим в «Пастыре» Гермаса, исповедническом сочинении эпохи раннего
христианства, написанном приблизительно в 140 году по Рождеству Христову. Написанная по-
гречески, книга состоит из ряда видений и откровений, изображающих, по существу, укрепление в
новой вере. Некоторое время эта книга считалась канонической, однако была отвергнута мураторским
каноном (Muratori Canon). Она начинается так:
«Тот, кто взрастил меня, продал меня в Рим некоей Рооде. По прошествии многих лет я опять
познакомился с нею и полюбил ее как сестру. Однажды, некоторое время спустя, я увидел ее
купающейся в реке Тибр, и я подал ей руку и помог ей выйти из воды. Увидя ее красоту, я подумал в
сердце моем: „Я был бы счастлив, если бы имел жену такой красоты и такого вида“. Это было мое
единственное желание, и ничего другого, кроме этого».
Это переживание было исходной точкой для последующего затем эпизода и видения. По-
видимому, Гермас служил у Рооды рабом, затем, как это часто бывало, был отпущен на волю и позднее
снова встретился с нею, причем в душе его, столько же из благодарности, сколько от удовольствия,
шевельнулось чувство любви, которое, однако, для его сознания имело характер чисто братского
чувства. Гермас был христианином; кроме того, как явствует из последующего текста, он в то время был
уже отцом семейства; и эти обстоятельства вполне объясняют вытеснение эротического элемента. Но
тем более благоприятствовала осознанию эротического желания та своеобразная ситуация, которая
оставляет открытым целый ряд вопросов. Собственно говоря, это желание ясно выражено в мысли о
том, что он хотел бы, чтобы Роода была его женой; однако, как Гермас особенно подчеркивает, это
желание ограничивается простым констатированием, вероятно, потому, что все дальнейшее и более
непосредственное тотчас же подверглось моральному вытеснению. Из последующего с несомненностью
выясняется, что вытесненная часть либидо вызвала в его бессознательном огромное изменение, ибо она
оживила в нем душевный образ и сообщила ему самопроизвольную действенность. Обратимся далее к
тексту:
«Через некоторое время, когда я шел в Кумы и прославлял творение Божие за его величие,
красоту и мощь, мною овладела на ходу сонливость. И дух взял меня и увел меня прочь через
бездорожную страну, по которой человек не мог пройти. Ибо местность была вся в трещинах и изрыта
водными потоками. Я перешел через эту реку и очутился на равнине, где бросился на колени, вознес
молитву к Богу и исповедался в моих грехах. Пока я так молился, разверзлись небеса и я увидел ту
женщину, по которой тосковал; она приветствовала меня с небес и сказала: „Привет тебе, Гермас!“ И,
смотря на нее, я сказал ей: „Госпожа, что делаешь ты тут?“ А она мне ответила: „Меня вознесли на
небеса, чтобы я принесла Господу жалобу на тебя за грехи твои“. Я сказал ей: „Ты жалуешься на меня
теперь?“ — „Нет, — сказала она, — но выслушай слова, которые я скажу тебе. Бог, обитающий в небесах
и сотворивший сущее из не-сущего, увеличивший и умноживший его ради Святой Церкви своей,
гневается на тебя, потому что ты согрешил против меня“. Я отвечал ей и сказал: „Разве я согрешил
против тебя? Где и когда сказал я тебе дурное слово? Разве я не смотрел на тебя всегда и всюду, как на
богиню? Не обращался ли я всегда с тобою, как с сестрой? Почему же, о женщина, ты несправедливо
обвиняешь меня в столь дурных и нечистых делах?“ Она засмеялась и сказала мне: „Жажда греха
восстала в твоем сердце. Или тебе не кажется греховодным делом для праведного мужа, если грешное
вожделение восстает в его сердце?“ — „Да, — сказал он, — это грех, и грех великий. Ибо праведный
стремится к тому, что праведно“».
Известно, что одинокие прогулки способствуют мечтаниям и фантазированию. Так и Гермас на
пути в Кумы размышлял, вероятно, о своей госпоже, причем вытесненная эротическая фантазия
понемногу увлекла его либидо вниз, в бессознательное. Вследствие этого, то есть благодаря понижению
интенсивности сознания, им овладела сонливость и он впал в сомнамбулическое, или экстатическое
состояние, которое есть не что иное, как особенно интенсивная фантазия, всецело пленяющая сознание.
Замечательно, что им овладевает не эротическая фантазия, но он как бы переносится в иную страну, что
в фантазии выражается как переправа через реку и хождение по бездорожным местам. Таким образом,
бессознательное является ему миром противостоящим или сверхмиром, в котором совершаются события
и движутся люди, наподобие действительного мира. Его владычица жена предстает ему не в
Hosted by uCoz