Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 321 
Next page End  

Мне кажется, что самая частая форма невроза у экстравертного типа — истерия. Классические
случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой
характерной особенностью этой болезни является прямо-таки подражательная приноровленность к
обстоятельствам. Основная черта истерического существа — это постоянная тенденция делать себя
интересным и вызывать впечатление у окружающих. Следствием этого является вошедшая в поговорку
внушаемость истеричных и их восприимчивость к влияниям, идущим от других. Несомненная
экстраверсия проявляется также и в сообщительности истеричных, доходящей подчас до сообщения
чисто фантастических содержаний, откуда и возник упрек в истерической лжи. Вначале истерический
«характер» есть лишь преувеличение нормальной установки; но в дальнейшем он осложняется
привходящими со стороны бессознательного реакциями, имеющими характер компенсаций, которые в
противовес преувеличенной экстраверсии принуждают психическую энергию при помощи телесных
расстройств к интроверсии. Благодаря реакции бессознательного создается другая категория симптомов,
имеющих более интровертный характер. Сюда относится прежде всего болезненно повышенная
деятельность фантазии.
После этой общей характеристики экстравертной установки обратимся теперь к описанию тех
изменений, которым подвергаются основные психологические функции благодаря экстравертной
установке.
б) Установка бессознательного
Может быть, кажется странным, что я говорю об «установке бессознательного». Как я уже
достаточно объяснял, я представляю себе отношение бессознательного к сознанию как компенсирующее.
При таком воззрении бессознательное так же имело бы установку, как и сознание.
В предыдущем отделе я особенно подчеркнул тенденцию экстравертной установки к некоторой
односторонности, а именно господствующее положение объективного фактора в течение психического
процесса. Экстравертный тип всегда готов отдать себя (по-видимому) в пользу объекта и
ассимилировать свою субъективность — объекту. Я подробно описал последствия, могущие произойти
от преувеличенно экстравертной установки, а именно на вредоносное подавление субъективного
фактора. Согласно этому же мы вправе ожидать, что психическая компенсация, соответствующая этой
сознательной экстравертной установке, особенно усилит субъективный момент, то есть в
бессознательном нам придется отметить сильную эгоцентрическую тенденцию. Такое наблюдение
фактически и удается сделать в практическом опыте. Я здесь не вхожу в обсуждение казуистического
материала, а отсылаю читателя к следующим отделам, где я пытаюсь указать для каждого типа функций
характерную установку бессознательного. Поскольку в этом отделе речь идет только о компенсации
общей экстравертной установки, постольку я ограничиваюсь столь же общей характеристикой и для
компенсирующей установки бессознательного.
Установка бессознательного, успешно восполняющая сознательную экстравертную установку,
имеет своего рода интровертный характер. Бессознательное сосредоточивает энергию на субъективном
моменте, то есть на всех потребностях и притязаниях, подавленных или вытесненных благодаря
слишком экстравертной сознательной установке. Нетрудно понять — и это должно было бы стать ясным
уже из предыдущей главы, — что ориентирование по объекту и по объективным данным насильственно
подавляет множество субъективных побуждений, мнений, желаний и необходимых потребностей и
лишает их той энергии, которая, естественно, должна была бы прийтись на их долю. Ведь человек не
машина, которую можно в случае надобности приладить для совсем иных целей и которая тогда
функционирует по-иному, но столь же правильно, как и раньше. Человек всегда несет с собою всю свою
историю и историю всего человечества. А исторический фактор представляет собою жизненную
потребность, которой мудрая экономия должна идти навстречу. Так или иначе, но прошедшее должно
иметь возможность высказываться и жить в настоящем. Поэтому полная ассимиляция объекту
наталкивается на протест со стороны подавленного меньшинства, состоящего из того, что было доселе,
и того, что существовало от начала.
Из этого, совершенно общего соображения нетрудно понять, почему бессознательные притязания
экстравертного типа имеют, собственно говоря, примитивный и инфантильный эгоцентрический
Hosted by uCoz