Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 338 
Next page End  

вопросы о том, из каких единиц построено суждение, является ли такой единицей понятие или
какая-либо другая структура, соответствует ли эта структурная единица, входящая в состав
суждения, логической форме более общей, чем суждение, или такая наиболее общая
логическая форма есть само суждение, остаются в пределах этой логической системы
открытыми. 
Логика предикатов, являющаяся более широкой логикосимволической теорией, получаемой из
логики высказываний путем введения кванторов общности, проникает во внутреннюю
субъектно-предикатную структуру высказывания-суждения. Более элементарная единица
такой структуры, являясь логическим "атомом" суждения как "молекулярного" образования,
вместе с тем по необходимости носит более общий характер. Если такой внутренней
структурной единицей суждения является понятие, то, следовательно, и здесь (как и в
традиционной логике) оно оказывается наиболее общей логической формой. Однако от
собственной внутренней природы и структуры более дробных единиц, входящих в состав
суждения, т.е. от природы тех структур, которые репрезентируют в мысли субъект и предикат
суждения, логика предикатов как символическая система (не исследующая конкретный
реальный "состав" мыслительной "ткани", скрывающийся за ее знаковой формой) по существу
совершенно отвлекается. Вместе с тем она абстрагируется и от вопроса о том, является ли
внутренняя структурная единица суждения более общей, чем само суждение, логической, т.е.
мыслительной, формой, или структурным элементом суждения может быть и образ –
первичный или вторичный (т.е. перцепт или представление). 
Такое абстрагирование естественно еще и потому, что образ – первичный или вторичный
– как
собственно психическая структура вообще не является предметом логического исследования.
Но тем самым из логики выпадает и вопрос о том, является ли более высокий ранг общности
внутренней структурной единицы суждения (по сравнению с самим суждением) результатом
того, что эта единица представляет более общую, чем суждение, мыслительную, логическую
форму, или выражением принадлежности этой структурной единицы к более общим
психическим познавательным процессам, выходящим уже за рамки мысли (как это было бы в
том случае, если такой структурной единицей суждения на более элементарных уровнях
организации мысли является образ). 
Когда ребенок преддошкольного возраста формулирует свои первые суждения такого,
например, типа, как "лампа горит", "собака лает" или "человек бежит", то вряд ли есть сколько-
нибудь серьезные основания утверждать, что элементы этих суждений – их субъекты и
предикаты, скрывающиеся за соответствующими словесными именами, выражают собою
понятийные обобщения ("лампа", "собака" или "человек"). Не требуется никаких приемов
психологического экспериментирования и теоретической интерпретации, чтобы увидеть и
заключить, что за соответствующими словесными обозначениями скрываются сенсорно-
перцептивные образы. Это здесь ясно подсказывается самой динамикой соотношения
речевого акта с перцептивным поведением – со следящими движениями глаз, поворотами
головы и . т.д. Достаточно очевидно, что эти первичные образы и составляют здесь
структурные компоненты суждения. Эти структурные элементы отображают объекты
(предметы или их признаки), отношения между которыми выражены в суждении как
простейшей форме мысли. 
Когда ребенок уже дошкольного возраста формулирует более сложные суждения такого,
например, типа, как "вилка – это палочка и зубчики на ней" или "лошадь – это живот, спина,
голова, хвост и четыре ноги по углам" (Люблинская, 1958), то и здесь нет еще понятийных
обобщений, а расчленяемыми и связываемыми структурными элементами суждения опять-
таки являются образы, которые, однако, на этой ступени могут быть уже не только первичными
(сенсорно-перцептивными), но и вторичными (представлениями). И только на грани школьного
возраста суждения ребенка приобретают характер первоначальных понятийных обобщений,
имеющих пусть еще элементарную, но уже родо-видовую структуру, в которой расчленены и
соотнесены более частные и более общие компоненты. Таковы, например, суждения ребенка:
Hosted by uCoz