Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 338 
Next page End  

от того, насколько в нем запечатлено движение, представляющее собой двигательное
сопровождение соответствующих эмоциональных состояний (иными словами, насколько здесь
выражены двигательные гештальты). Теоретически интерпретировать результат этого
экспериментального исследования можно, вероятно, по-разному, но здесь важно отметить тот
факт, что существует значительное сходство рисунков, выполненных разными испытуемыми
при изображении одного и того же эмоционального состояния {Werner, Kaplan, 1963). 
Методическим продолжением этой линии был ряд работ наших сотрудников М. В. Осориной,
А. М. Эткинда, Ф. Н. Вексельман и А. И. Берзницкаса, специально направленных на
экспериментальную проверку исходных теоретических положений концепции эмоций,
представленной в данной монографии. Основная задача этих работ – выявить временные и
пространственные характеристики эмоциональных процессов. Пространственные
характеристики эмоциональных процессов относительно наиболее полно исследованы А. И.
Берзницкасом (1980), который в работе, посвященной в основном исследованию
интеллектуальных эмоций, предлагал испытуемым семь слов-стимулов, соответствующих
определенным классам эмоциональных состояний. Таковы радость, огорчение, удивление,
сомнение, уверенность, догадка и чувство понятности. К каждому слову-стимулу испытуемый
должен был сделать рисунок, графически выражающий внутреннюю картину
соответствующего переживания. Чтобы испытуемые чувствовали себя свободнее, их
предупреждали, что степень владения навыками рисования в данном случае совершенно
несущественна. При таких условиях выполнение рисунков, объективирующих внутреннюю
картину соответствующего эмоционального переживания, не вызывало у испытуемых никаких
помех и задание выполнялось достаточно свободно и легко, что свидетельствует об
адекватности такого способа объективации переживаний. Каждая эмоция объективировалась
в двух типах рисунков: в виде линеограммы (линейное изображение) и в виде пиктограммы
(закрытое, замкнутое изображение). 
Такой выбор типов рисунков представляется чрезвычайно удачным, потому что линеограмма в
большей степени выражает скрытую в пространственной организации линии ее временную
характеристику (поскольку линия одномерна), а пиктограмма в большей мере отображает
пространственную структуру, в которой временные компоненты хотя и присутствуют, но
представлены в существенно более скрытой форме, так как общая структура такого
изображения двухмерна и замкнута. 
При анализе совокупности полученных рисунков с помощью классификационной схемы,
разработанной 
М. В. Осориной (Осорина, 1976), показано, что в картине или паттерне переживаний
объединяются два типа образов. Первый из них представляет собой образные модели или
схемы, а второй – чувственно-эмоциональные компоненты. На основании анализа рисунков
автор приходит к заключению, что элементы схемы или модели, как правило, соответствуют
когнитивному, или объективному, компоненту эмоциональной единицы, а элементы
чувственно-эмоциональных образов – ее субъектным компонентам. В такой структуре
большинства рисунков А. И. Берзницкас усматривает еще одно эмпирическое подтверждение
положения о двухкомпонентности эмоциональной единицы. В результате тщательного
аналитического рассмотрения рисунков удалось выявить сходство графических реализаций
одних и тех же переживаний у разных испытуемых и сделать заключение о том, что в
инвариантных признаках пространственной организации эмоционального паттерна адекватно
проявляются свойства интеллектуальных эмоций и особенности их функционирования. Вся
эта продуктивная линия обобщения, ведущая исследование в глубину корневых,
структурообразующих факторов организации эмоциональных паттернов, позволяет прийти к
очень существенному выводу и представить весь перечень паттернов соответствующих
эмоций в терминах частных модификаций ритмической характеристики. 
Hosted by uCoz